Драматург Сухово-Кобылин: убийца? Или нет?

Oct 02, 2024 10:47


Великий русский драматург Александр Васильевич Сухово-Кобылин («Свадьба Кречинского»; «Дело»; «Смерть Тарелкина») превратился из скучающего барича в драматурга благодаря … уголовному делу, в котором он был обвиняемым:



7 ноября 1850 (ещё при Николае I) была зверски убита его любовница, француженка Луиза Симон-Деманш. Её нашли с перерезанным горлом на окраине Москвы. Дальнейших событий хватило бы на остросюжетный детективный роман (можете почитать книгу Владислава Отрошенко «Сухово-Кобылин»):



Кобылин, на которого естественно пало подозрение, был вскоре арестован. Но через несколько дней его крепостные - слуги покойной - сознались в убийстве барыни «из мести» за побои. Александра Васильевича выпустили; но дело на этом не кончилось, становясь всё запутаннее. Сознавшихся убийц осудили; но они отказались от своих показаний, как данных под пытками. Дело дошло до самых высших инстанций - им занимались генерал-губернатор Москвы, министр юстиции и высшее судебное учреждение России - Правительствующий Сенат. Сенаторы разделились во мнениях. В 1854 году Сухово-Кобылин был повторно арестован как подозреваемый; и полгода провёл в СИЗО. Условия заключения, впрочем, не были суровыми (Кобылин являлся одним из самых знатных дворян империи); и именно там он стал писателем:

Каким образом мог я написать комедию, состоя под убийственным обвинением и требованием взятки в 50 тысяч рублей, я не знаю, но знаю, что написал Кречинского в тюрьме - впрочем, не совсем, - ибо я содержался (благодаря защите княгини Гагариной и Закревского) на гауптвахте у Воскресенских ворот. Здесь окончен был Кречинский.

В конце концов дело зашло в тупик - улики против него были, но всё косвенные и слишком слабые. Следствие нашло на стенах его квартиры пятна, «похожие на кровь», но:

Что же касается до предлагаемых Комиссиею вопросов: человеческая ли кровь на кусках дерева или нет и каковому именно времени должно отнести появление кровавых пятен на штукатурке - то решение этих вопросов лежит вне границ, заключающих современные средства науки

Поэтому решено было дело закрыть, оправдав всех - и сознавшихся «убийц», и их барина. За то время, пока тянулось это дело, успела начать и кончиться Крымская война и сменился император - в конце 1857 года Александр II утвердил оправдательное решение Государственного совета. Дело тянулось 7 лет - а могло бы тянуться и дольше, если бы пьеса Кобылина «Свадьба Кречинского» не понравилась императрице. Она повлияла на мужа, и дело было кончено. Свои 7-летние мытарства Сухово-Кобылин отразил в бессмертной пьесе «Дело». О ней царский цензор в 1860-х говорил автору:

Я вашу пьесу запрещаю. Она никогда, слышите - никогда! - не выйдет на сцену. Мы на себя руку поднять не можем! Здесь всё осмеяно, всё самое святое, что есть в государстве: законность, власть, лица высшего управления!

Из советского фильма 1991 года по этой пьесе, Михаил Ульянов:



Так убил он её или нет? Этого уже никто никогда не узнает. В последующие годы были написаны как исследования, обвиняющие его; так и оправдывающие; но всё это осталось просто рассуждениями.

убийство, дворяне, российская империя

Previous post Next post
Up