Что касается Алисы, то в её ситуации не было никаких изменений. Покинув Лоуэлл в начале 1912 года, она «отдыхала», работая на полставки в Кливленде. Затем в 1913 году она заняла должность в Ассоциации молодых христианок на Вест-Сайде Чикаго. Я безуспешно пытался увидеть ее во время моего пребывания в Вабаунси и снова во время пребывания в Норт-Энсоне. Одно достижение было. С 1912 года не было ни одного рецидива этой физической реакции слабости. Но я чувствовал себя в ситуации человека, который рискнул подняться на какую-то большую гору и оказался в воздухе, неспособный найти точку опоры или какое-либо убежище.
Чтобы найти какое-то подтверждение веры, которая вела меня, я был готов ухватиться за что угодно. Тот факт, что Элис отказала мне, не оставил мне, как я чувствовал, никакой альтернативы, кроме как стремиться стать в какой-то мере достойным её. Я ни разу не допускал мысли о том, чтобы сдаться. Затем началась мировая война. Я сразу же подал заявку на должность секретаря в Ассоциации молодых христиан за рубежом, и мы с Христианской ассоциацией молоёжи были в числе первых, кого отправили во Францию, и я прибыл туда в сентябре 1917 и был направлен в пулеметный батальон Первой Шестнадцатой пехотной дивизии.
Хотя в то время я этого не знал, я служил в том же полку, которым дед моей матери Ричард Деннис командовал во время войны 1812 года. В мае 1918 года меня перевели в Сорок Второй, или "Радужный" полк. Здесь я встретился с артиллерийским полком из моего родного штата Индиана. Они палили у меня над головой всё время, пока мы были во французском секторе Баккара. Когда мы отправились на оборону Шампани, ребята из Индианского университета попросили, чтобы меня определили в их батарею и до конца войны я путешествовал с батареей F полевой артиллерии 150 полка, видел бои при Шато-Тьерри, Сен-Михеле и Аргонне и прошел с ними маршем до Рейна.
Норман Нэш, региональный капеллан, впоследствии епископ епископальной епархии Массачусетса, которому я глубоко признателен, был моим помощником в течение двенадцати месяцев, проведенных в этом подразделении. Когда Сорок второй полк отправился домой, я отправился вместе со своим бывшим начальником, Уорреном Уилсоном из пресвитерианского совета приюта Миссии, чтобы открыть школу для наших солдат недалеко от Кобленца.
Доктор Уилсон, приехавший в Германию под эгидой Христианской ассоциации молодёжи, задумал помочь солдатам понять и интерпретировать, с минимальной опорой на учебники, тот опыт, с которым они сталкивались. В соответствии с этой идеей он сам провел социологический опрос в деревне Гренцхаузен, где мы были расквартированы. У меня был урок истории, на котором под руководством пожилого немца-лесничего мы начали с посещения старых римских передовых траншей, которые поразительно напоминали окопы, знакомые нашим парням.
Мы осмотрели старые римские сторожевые башни, которые были реконструированы Боннским университетом. Мы посетили замок на Рейне и осмотрели выставленные там доспехи, а из этого замка мы увидели заводы и города промышленной Германии. Наш гид также провел нас по общественному лесу. После каждой из этих поездок мы встречались и обсуждали увиденное, размышляя о его значении. Примерно через десять дней увлекательных исследований меня "вызвали на ковер". До сведения командующего генерала Джонсона Хагуда дошло, что я обучал солдат немецкому лесоводству. Он же хотел, что я могу преподавать всё, что хочу, в том числе и французское лесоводство, но не немецкое!
Этот плакат создан в 1919 и рекламировал Межцерковное всемирное движение, которое было попыткой экуменического сотрудничества. Это движение было стимулировано надеждами на лучший мир после Первой мировой войны. Оно берет начало в пресвитерианской церкви и было сосредоточено на социальном улучшении, образовании и евангелизации. Движение проводило сбор средств для своей миссионерской деятельности. Подпись на плакате: «Эта простая вера сделала Америку великой»
По возвращении в Америку в июле 1919 года работа ждала меня. Американские священнослужители в то время мечтали о великом. Мир должен был стать безопасным для демократии. Надежде президента Вильсона было суждено воплотиться в жизнь. С этой целью они организовали Всемирное межцерковное движение, и в качестве первого шага планировалось провести всемирное исследование. Мне предложили должность директора отдела обследования сельских районов Северной Дакоты. Но, прежде всего, у меня была своя проблема, которую нужно было решить сейчас или никогда.
На протяжении всей войны мысль о Элис была со мной. Несмотря на то, что мы не писали друг другу, я следил за ней. Я знал, что она все еще была в Чикаго, но в 1918 из-за продолжительного и ненормированного рабочего дня. она ушла из Христианской ассоциации молодых женщин и работала в банке. Поэтому поездка в Чикаго была насущной необходимостью
Из глубин: автобиографическое исследование психического расстройства и религиозного опыта. Энтони Т. Бойзен, 1960
Боже, благослови церкви, и благословен Бог, Который в этом нашем великом испытании дал нам церкви
Плакат Всемирного межцерковного движения. Фото Национального музея американской истории