Один из самых знаменитых частных домов в нашей стране - стоящий неподалеку от Московского Кремля особняк Петра Егоровича Пашкова. Возвышающийся над соседними строениями, он неизменно привлекал и привлекает всеобщее внимание. Помимо этого славу ему дарит образ мистический, сотканный из многих легенд, с ним связанных. Например, считается, что он имеет прямое отношение к масонским культам. Отсюда же, по мнению литературоведов, за Москвой наблюдали булгаковские Воланд и Азазелло. Сегодня заглянем с вами в историю этого дома и постараемся понять, правдивы ли рассказываемые про него истории.
Заказал строительство этого дома капитан-поручик Семеновского полка, богатый дворянин, сколотивший состояние на откупах, и «первый русский водочный король» (пожалуй, ему стоит посвятить отдельную статью) Пётр Егорович Пашков. В конце 18 века он приобрел участок земли на Ваганьковском холме, прямо напротив Московского Кремля, где решил возвести «кремль одного человека». Он был настроен решительно в выборе места для своего дома, для чего скупал и соседние участки, один за другим. В особняке он хотел показать все свое богатство и амбиции, а это не могло терпеть никаких уступок. Затея эта была дорогой и сильно сказывалась на бюджете владельца.
Архитектором дома стал предположительно Василий Баженов. Почему предположительно? Потому что долгие годы авторство подвергалось сомнениям, так как письменных свидетельств не сохранилось. На Баженова однако ж указывает его неповторимая манера строительства. Хотя называют и другие имена, например, Матвея Казакова. Однако ж мы будем придерживаться самой популярной версии.
Работы над возведением особняка велись с 1784 по 1786 год. Сразу же как они были закончены, дом стал особой московской достопримечательностью, на которую обращали внимание и жители города, и приезжавшие иногородцы. Он по праву считался одним из самых красивых зданий Москвы. Одной из причин тому считается его выгодное высотное положение, а также то, что главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице особняк стоит не прямо, а чуть скошено, из-за чего с бокового ракурса он не теряет свой масштаб, а только кажется еще объемнее. Дом Пашкова был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было наблюдать башни Кремля сверху вниз.
Композицию его составляют центральный корпус и два боковых флигеля, а также обширный сад, ныне не сохранившийся: «Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа». Привезенные из разных уголков планеты деревья были размещены по тщательно продуманной схеме. В глубине владений играли музыканты и разыгрывали спектакли крепостные актеры.
Все эти детали восхищали посетителей дома Пашкова. А вот въезд к дому располагался не со стороны фасада, а в переулке, тем самым скрывая его от лишних взглядов. Была и другая версия, почему парадный въезд обращен не к Кремлю: якобы сделал это архитектор Баженов, обиженный на императрицу Екатерину II, раскритиковавшую его работу в Царицыно. Примыкала к дому, ставшему примером классицизма, церковь Святого Николая Угодника.
Первоначальный цвет стен у здания, вероятнее всего, был оранжевый. Самые парадные залы находились в центральном корпусе. А боковые флигели были отданы под жилые и служебные помещения. Уже тогда говорили, что внутри дом кажется гораздо просторнее, чем снаружи, что привлекало любителей поискать всюду мистику.
Однако сам владелец его был человеком неуживчивым, со многими соседями вступал в конфликты. Пашков много с кем судился и зачастую выигрывал, не стесняясь идти на подкуп. Одна из его соседок, сноха Василия Татищева, даже подавала челобитную, что ельник в саду Пашкова, постоянно закрывает окна ее дома. По итогу ели пришлось срубить, а Татищевой заплатили, и больше она не возмущалась. Но особенные проблемы Пашкову принес участок церкви Николы, который был необходим ему как часть территории для въезда в усадьбу. Откупщик насильно захватил эту землю, после чего церковь подала жалобу и начались судебные тяжбы. Спустя время удалось довести это дело до Сената, где Пашков при помощи своих знакомств сумел выйти победителем.
В доме хозяин прожил недолго, переехав в дом попроще. К концу жизни Пётр Егорович задолжал казне большие суммы денег, а свое детище завещал троюродному брату Александру. Жена нового владельца хотела иметь собственное место, где могла бы проводить балы и представления, для чего был отстроен еще один дом, «второй дом Пашкова», как его стали называть, на Моховой улице. Его в дальнейшем ее сыновья продали Московскому университету, сейчас там находится журналистский факультет.
А что же было с героем нашей статьи?
Еще при Павле I здание ждали изменения. С купола его по указу императора была снята статуя Минервы, служившая символом побед Екатерины II. Уже в начале 19 века дом Пашкова стоял в запустении. Пережив наполеоновское нашествие и страшный пожар, дом оказался сильно пострадавшим. С крыши рухнула вторая статуя - Марса. Сгорел бельведер, который для облегчения конструкции был сделан деревянным, частично обрушился парапет, погибли интерьеры. Сохранились только чугунные лестницы.
Восстанавливали его в 1815-1818 годах за казенный счет. И хоть старались вернуть все как было, все же вносили в изначальную задумку перемены. Некоторые детали, например, утраченная огромная скульптурная группа, так и не была возвращена. Работы по реставрации проводились под руководством Осипа Бове.
С бельведера дома Пашкова в 1818 году осматривал Москву германский король Фридрих Вильгельм III. Тогда он вместе с сыновьями встал на колени и поклонился городу со словами «Вот она, наша спасительница!». В честь этого балкон украсили гербами России и Пруссии (до наших дней не дожившие). В Третьяковской галерее хранится картина художника Матвеева, посвященная этому событию.
В 1839 году дом тоже был продан Московскому университету, в 1843 в нем разместился Московский дворянский институт, ставший вскоре 4-ой городской гимназией. Но учебное заведение в Пашковском доме затем закрыли. Рассказывали, что прибывший туда Николай I был крайне удивлен, что бегающие и постоянно задевавшие его дети не просто не узнали своего императора, но и проявляли большие вольности. Тогда он и приказал открыть в этом здании что-то другое.
В 1851 году здание посещал Николай Гоголь. Во время пышных торжеств в Москве в честь годовщины коронации Николая I писателя пригласили подняться на бельведер и с высоты взглянуть на город. Однако тот смотрел не на гуляния, а на архитектуру самого строения, а в конце задумчиво сказал: «Как всё это напоминает мне вечный город».
Меняя владельцев, менялся и облик строения - его постоянно перестраивали под новые нужды.
В 1861 году Пашковский дом был передан для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея. По приказу государя каждая типография должна была передать по одному экземпляру книги в эту публичную библиотеку. Александром II была передана картина «Явление Христа народу», обладавшая огромными размерами. Для ее размещения в 1914 году архитектором Николаем Шевяковым был построен Ивановский зал - особое здание рядом с домом Пашкова, спроектированный так, чтобы наиболее удачно осматривать полотно со всех сторон. А в 1915 году была проведена еще одна масштабная реконструкция, после которой были снесены межэтажные перекрытия и стены комнат. Таким образом получился читальный зал на 300 мест.
Собрание музея постоянно пополнялось, и уже после революции, в 1921 году, когда туда поместили огромное количество лишившихся хозяев или национализированных коллекций, было принято решение подыскать им новое место. Дом Пашкова вновь почти опустел, в нем сохранилась только библиотека, ставшая знаменитой Государственной библиотекой имени Ленина. Хранились в нем редкие и важные для историографии рукописи.
Когда в 1935 году был принят план реконструкции Москвы, часть сада дома Пашкова и его великолепная ограда были отданы под снос. Тогда же появилась белокаменная лестница с терассой-трибуной, которую мы можем видеть и сегодня. Объясняли ее строительство тем, что Сталин может счесть за оскорбление расположение дома торцом к Кремлю. На главном фасаде здания на месте, где изначально располагался герб Пашковых, поместили серп и молот (снятый в 1980-е). Но особенно радикально изменились внутренние интерьеры здания - от оригинальных убранств почти ничего не осталось.
В 1988 году в здании начался масштабный ремонт, продолжавшийся до 2007 года. Причиной тому были трещины в фундаменте из-за строительства станции метро. Дом из-за этого долгое время не использовался, а затем и вовсе из-за недостатка финансирования работы заморозили. В 1995 году дом, снятый с довольствия, был отключен от электроэнергии и отопления. В какой-то момент там поселились бездомные.
С 2010-х годов в правом флигеле Пашкова дома расположен отдел рукописей, в левом - нотно-музыкальный отдел и отдел картографических изданий. Выдержаны читальные залы в духе «старой доброй классической библиотеки» - с зеленым сукном на столах и деревянными антресолями по дореволюционным обмерам.
Таковой была краткая история знаменитого дома. А теперь перейдем к любопытным легендам, связанным с ним.
Говорят, что дорожки во дворе дома образуют рюмку. Дескать, так хозяин обещал завязать с вредной привычкой. Или отсылал к своей должности откупщика.
По одной из версий, именно в глубинах Ваганьковского холма, на котором стоит дом Пашкова, спрятана знаменитая библиотека Ивана Грозного. Поиски ее ведутся уже не одно столетие и даже непонятно, существовала ли она когда-то на самом деле. Всего имеется около 60 различных версий, где она может находиться, многие из которых появились как раз для привлечения туристов. Мы сейчас не будем останавливаться на них подробно, нас интересует только Пашковский дом. Согласно городской легенде, во время строительства станции метро «Библиотека им. В. И. Ленина» строители наткнулись на старинную подземную галерею. В 1993 году были проведены исследования, в результате которых нашли подземный колодец диаметром 8 метров и глубиной около 25 метров. Однако дальше дело не двинулось - работы были свернуты по непонятным причинам. Также предполагается, что подземные ходы могут вести прямиком в Кремль.
Тогда же в 1993 году дом захотел купить Михаил Ходорковский (наверно, стоит добавить, признанного Минюстом иноагентом). О готовящейся сделке доложили президенту Борису Ельцину с ироничным комментарием: «Вот, Борис Николаевич, когда вы будете въезжать в Кремль, Ходорковский Вам с балкона будет рукой махать». Тогда президент лично вмешался и продажу остановили.
От историй приземленных перейдем к литературным.
Дом Пашкова фигурирует в блестящем романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Именно он был местом встречи Воланда и Азазелло с Левием Матвеем. Оттуда же герои наблюдали с высоты, никем не замеченные, за городом: «Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг». Конечно, точного указания на то, что в произведении присутствует именно Пашковский дом, нет, но все на это указывает. К тому же сам Булгаков бывал там и даже сохранилась фотография.
Парадный зал особняка неофициально называют залом Наташи Ростовой. Хоть героиня толстовского романа никак с домом Пашкова не связана, все равно живет версия, что именно там проходит по сюжету ее первый бал. Вероятно, Лев Николаевич просто вдохновился этим залом при написании своего произведения. Он же, кстати, в течение сорока лет был один из читателей работавшей в доме Пашкова публичной библиотеки.
Живет в знаменитом доме и призрак. Сотрудники говорят, что в здании можно встретить дух писателя и библиографа Николая Рубакина, и порой нужную рукопись или книгу можно найти только с его помощью.
Отсюда
См.также:
Главный магазин страны. Начало. Как в Москве дома двигали Дом на набережной: «кремлёвский крематорий» Тайны и легенды Сухаревой башни Что случилось с великолепными дворцами Романовых после революции 1917 года?
В Телеграм!