Имя Николая Федоровича Шамшурина не очень известно широким массам, но его хорошо знают те, кто серьезно интересуется развитием танкостроения в Советском Союзе.
К сожалению, история довольно часто бывает несправедлива, и некоторые знаковые и ключевые фигуры теряются на фоне более раскрученных и популяризируемых персонажей. Так случилось и с Шамшуриным, его вклад не только в советское, но и в мировое танкостроение оказался огромным, но, к большому сожалению совершенно недооцененным. Он участвовал в разработке многих советских тяжелых танков, дважды был удостоен Сталинской премии. Его идеи ломали устоявшиеся стереотипы, конструкторские решения были прорывными.
Это далеко не всегда находило понимание не только у руководства, но и у ведущих конструкторов того времени. Не зря свои мемуары, которые он опубликовал в 1987-м году (ему на этот момент исполнилось уже 77 лет), он назвал «50 лет противоборства».
Они получились довольно злыми, но довольно точно передали атмосферу того времени. Кроме того, человек, «вылечивший» танк КВ, создавший танк победы ИС-2 и опередивший время ИС-7 имеет полное право на свою точку зрения. Так в чем же заслуга Шамшурина и как он прокомментировал отдельные этапы развития?
После школы Николай Шамшурин поступил в ленинградский Политех. Блестяще закончив ВУЗ, и отработав по распределению в Сибири инженером-механиком, в тридцать седьмом вернулся в аспирантуру ЛПИ, одновременно получив должность конструктора в СКБ-2 Кировского завода, занимавшегося разработкой танков. Довольно быстро стал сначала ведущим инженером, а затем и замом Котина.
В тридцать девятом началась разработка нового танка прорыва СМК. Шамшурин не только разработал торсионную подвеску, но и сумел настоять, что именно ее и поставили на танк. При этом выиграл ожесточенную борьбу с Котиным, склонявшемся к традиционной блокированной, как на Т-35. Так или иначе, но и КВ-1 получил торсионную подвеску. Сейчас подобное решение кажется само собой разумеющимся, но тогда торсионная подвеска на тяжелых танках была прорывным решением.
Как известно, танк КВ-1 был довольно проблемной машиной. При отличном бронировании и мощном вооружении отвратительная надежность, ломалась трансмиссия. По мнению Шамшурина, танк был хорошим, сгубили его личные амбиции и неоправданная спешка. Его слишком рано представили руководству и, зная о недоработках, запустили в серию.
После того, как финские 37 мм пушки его не смогли пробить, полетели хвалебные рапорты. КВ-1 приняли на вооружение, когда он не имел ни километра испытательного пробега (для сравнения, харьковским коллегам пришлось гнать Т-34 своим ходом в Москву, чтобы набрать требуемый километраж). Основную роль сыграло родство Котина с Ворошиловым (Котин был женат на его воспитаннице). В КБ даже аббревиатуру в шутку расшифровывали как «Котин-Ворошилову». Тем не менее, если бы все силы КБ были брошены на устранение недостатков, к началу войны страна имела бы самый лучший и мощный танк в мире.
Однако, этого не произошло. КБ лихорадочно принялось за разработку следующих модификаций, от КВ-3 (65 тонн) до мастодонта КВ-5 (100 тонн). Шамшурину достался 80-ти тонный КВ-4. Сам он эту серию не иначе как БС (бред сумашедшего) не называл. Война помешала реализации проектов.
Танк КВ-4 проекта Шамшурина.
Одновременно первый же месяц боевых действий подтвердил, что в своем существующем виде КВ-1 нормально воевать не может. Уже осенью сорок первого его хотели заменить еще более сырым КВ-3. Не срослось. КБ эвакуировали в Челябинск, но технический авантюризм разрастался. В первую военную зиму разработали КВ-7, без башни, но с тремя орудиями, начаты работы над КВ-8, КВ-9, КВ-13.
Вместо того, чтобы доработать единственную серийную модель силы и средства расходовались на ненужные проекты. К лету сорок второго КВ-1 себя полностью дискредитировал, зрело решение о том, чтобы полностью снять его с производства и все заводы перевести на выпуск Т-34. Казалось, у тяжелых танков никаких перспектив нет.
Но тут появляется КВ-1С. Он сразу зарекомендовал себя в Сталинградской битве, потом прекрасно действовал на Курской дуге. Именно КВ-1С, а не Т-34 стали основой бронетанковых сил под Курском. На немного облегченный корпус КВ-1 была установлена новая трансмиссия, разработанная Шамшуриным.
Танк стал очень надежным, выиграл в подвижности и скорости. Кроме того у немцев появились «тигры» и «пантеры», стало ясно, что тяжелые танки списывать со счетов еще рано. Впрочем, КВ-1С Шамшурин особенно не гордится. По его мнению, из-за ослабления броневой защиты этот танк тяжелым в полном смысле слова назвать было уже нельзя, а он был последовательным и убежденным сторонником тяжелых танков.
Разработчиком ИС-2 во всех справочниках указан Духов. Это не совсем верно, Духов, действительно был главным конструктором ЧКЗ, но это более административная работа. Ведущим конструктором ИС-2 был Шамшурин и этот танк полностью его разработка. ИС-2 стал первым советским тяжелым танком, однозначно превосходящим средние танки, как по защите, так и по вооружению. Именно про него Сталин сказал, что это танк победы, с которым и будет завершаться война. Так и получилось.
Танки КВ-1С.
При разработке ИС-2 Шамшурин уже опробовал некоторые элементы своей теории проектирования танка «предельных параметров». Окончательно эта концепция сложилась уже после войны и представляла собой альтернативу концепции основного боевого танка.
Собственно говоря, эта теория базируется на двух основных принципах. Развивать надо два типа танков: основные боевые танки и танки предельных параметров. Основной боевой должен быть простым, относительно дешевым и пригодным для массового производства. Танк предельных параметров должен показывать принципиально иной уровень боевых возможностей, поэтому будет дорогим и мелкосерийным. Однако именно на нем должны апробироваться все новинки и достижения, которые после анализа и изучения переносятся в конструкцию основного боевого танка.
В соответствии с этой теорией, все боевые характеристики должны быть реализованы на максимально достижимом на тот момент уровне. Следует учитывать, что в современной войне жизнь танка весьма краткосрочна, так что весь боевой потенциал он должен как раз и реализовать за этот малый промежуток времени. Венцом этой теории стал разработанный Шамшуриным тяжелый танк ИС-7.
Стоит отметить и принципиально новый подход к проектированию. Все узлы и агрегаты разрабатывались узкоспециализированными конструкторскими группами, что позволило отобрать действительно передовые решения как советского, так и мирового танкостроения.
Это действительно уникальная машина, не имевшая на тот момент аналогов в мире. К сожалению, в серию он так и не пошел из-за слишком большого количества новаторских решений, решили ограничиться более простым танком Т-10. Тем не менее, ряд наработок ИС-7 в его конструкцию вошел.
Николай Федорович Шамшурин.
То, что тяжелые танки себя изжили, Шамшурин был не согласен. Действительно, последние модификации основных боевых танков НАТО по весовым характеристикам либо очень близки, либо уже перевалили ИС-7, созданный в Советском Союзе еще в сорок седьмом году. Так что с ограничением по весу, возможно, немного поспешили и погорячились.
Что же касается Шамшурина, то на ИС-7 его конструкторская деятельность не закончилась. Всю жизнь он проработал на Кировском заводе. Занимался как военными разработками (танк ПТ-76), так и вполне гражданской техникой (трелёвочник КТ-12, трактор К-700).
Скончался Николай Федорович в 1996-м году в возрасте 86-ти лет. Помимо своих разработок он оставил наследство громадный объем материалов и документов по развитию советского танкостроения, которые будет изучать еще не одно поколение исследователей.
Отсюда
См.также:
Тяжёлые танки КВ (Климент Ворошилов), модификации Был ли Т-34 лучшим танком? Многобашенные танки РККА Пять главных разработок Горлицкого Танковая эпопея Василия Грабина
В Телеграм!