![](https://i5.imageban.ru/thumbs/2024.08.29/d3fc52db9fa01bbfdfb2734bac7873d1.png)
Преследование. (Не уйти). 1947
Юрий Васильевич Волков (1921-1991) - советский художник-баталист. Он не просто отображал войну на своих картинах, он сам прошёл её дорогами. С фронта писал брату: «Я раньше изображал войну, но никогда её не видел, теперь я знаю, что такое война». Потом - ранение, плен, побег из плена, возвращение в ряды Красной Армии. В её составе - взятие Вены и Будапешта, освобождение Праги. Выводы для себя художник сделал такие: «Фашизм кроется в самой природе человека: в жестокости, в снобизме, себялюбии, мещанстве, обывательщине, стяжательстве, карьеризме, властолюбии… Это первые ступени на пути к фашизму».
![](https://i6.imageban.ru/thumbs/2024.08.29/dbc7b8673c7ec53aef6b3895a651af99.png)
Поединок. 1950-е
И после войны он продолжал жить войной в своём творчестве. Журналист Б. Случанко, побывавший в его студии в 1956 году, писал: «Каждый, кто заходил в мастерскую, невольно мог подумать, что попал в разгромленный немецкий штаб. Навалом лежали шинели, чёрные немецкие мундиры, каски, тускло блестело серебро офицерских погон, угрожающе темнел ствол автомата…».
![](https://i2.imageban.ru/thumbs/2024.08.29/53bdc9e42aaa16fe6220609b48d94579.png)
Расплата. 1956-1957
Художник Валентин Перевозчиков вспоминал, что художник не допускал в своём творчестве того, что ему казалось малейшей фальшью: «У него бывали ситуации, когда он своё «я» не мог сломать, перешагнуть через себя. Однажды я пришёл к нему в мастерскую и увидел там эскиз к картине «Приезд русского посла Абросима Ладыженского в Бахчисарай в 1614 году», которую ему заказал Бахчисарайский историко-археологический музей. Как известно, все послы на коленях подползали к крымскому хану. Он не мог, с одной стороны, пойти против исторической правды, а с другой, показать такое унижение». В конце концов на эскизе Волков изобразил не свидание посла с ханом, как то требовалось заказчику, а просто торжественное прибытие дипломата в Бахчисарай. Но в итоге замысел холста остался нереализованным.
![](https://i3.imageban.ru/thumbs/2024.08.29/0ed984aeb468bb87224425ca9bce9265.png)
Херсонесский тупик. 1953
![](https://i4.imageban.ru/thumbs/2024.08.29/5d29de033681b01aad9ba1a383d836ef.png)
![](https://i8.imageban.ru/thumbs/2024.08.29/52799b50afb681ed1b658a2799044bc8.png)
Фрагменты картины «Херсонесский тупик», 1951 год
![](https://i2.imageban.ru/thumbs/2024.08.29/1107bd82182afc538702f753fc202468.png)
Подвиг пяти черноморцев. 1948
Последнее масштабное батальное полотно художника «Не забудем», где была показана цена победы в битве под Сталинградом, на Всесоюзной выставке в Москве в Манеже в 1960 провисело всего три дня. Не устроило кого-то слишком натуралистичное изображение погибших, которое придавало произведению... чрезмерный трагизм.
![](https://i4.imageban.ru/thumbs/2024.08.29/68f395809a0996a02fb8d501ba30a9a7.png)
![](https://i2.imageban.ru/thumbs/2024.08.29/c040db0fbae9455b0931e1514918fd65.png)
Варианты картины «Не забудем» («Один из многих»). 1958-1959
![](https://i2.imageban.ru/thumbs/2024.08.29/7da5ee6159a8d4b0956343423b737a7c.png)
Офицер. Эскиз к картине «Не забудем». 1948-1950
![](https://i5.imageban.ru/thumbs/2024.08.29/e41f02c987360f5e41cb8faaf83e11df.png)
11-й дзот
Это тоже батальная сценка, но уже немного иной эпохи, что видно, скажем, по будёновке одного из бойцов.
![](https://i3.imageban.ru/thumbs/2024.08.29/ee11f64756b31e963797bdebed001de7.png)
Красные казаки
Невоенных и жанровых картин у Волкова немного, вот одна из них.
![](https://i4.imageban.ru/thumbs/2024.08.29/f441641f976b9071b04d1edaa2f145ab.png)
На курорт. 1960
Любопытно сопоставить взгляд автора на изображённую им даму со взглядом другого художника, Раисы Зеньковой (1919 г.р.), которая была снайпером Великой Отечественной войны и имеет на своём счету 22 уничтоженных немецко-финских захватчика.
![](https://i5.imageban.ru/thumbs/2024.08.29/8abc81dfdf73e580bfa62df1bd66bfca.png)
Раиса Зенькова. Трутни. 1949
Эмоции художника владели примерно одни и те же, и отношение их к своей «натуре» практически совпадало. Это обличение всё тех же «снобизма, себялюбия, мещанства, обывательщины, стяжательства, карьеризма», которые, согласно выстраданному мнению художника, ведут к фашизму.
![](https://i4.imageban.ru/thumbs/2024.08.29/7a19f9be2ad61335dc7a5a48191e44da.png)
Юрий Волков во время работы над полотном «Расплата». 1956
Отсюда
См.также:
Художник Геннадий Добров и его Автографы войны Пётр Кривоногов. Защитники Брестской крепости. 1951. Картина. Василий Верещагин - солдат, художник, патриот Почему «Герника» Пикассо стала считаться шедевром 10 главных картин русского классика Василия Сурикова ![](https://l-userpic.livejournal.com/88798501/19736856)
В Телеграм!