От «Реки» до «Суши»: уникальные амфибии, которые «похоронили» в СССР

Aug 02, 2024 13:39



Морские пехотинцы десантируются с БРДМ-2. 1980-е

В начале 1930‑х техническим отделением ЭКО ПП ОГПУ Ленинградского военного округа (попросту, «шарашкой ОГПУ») на Ижорских заводах строятся «броневодомашины», сначала БАД-1, затем БАД-2. В качестве шасси используется американский Ford-AA с задней двухосной тележкой Timken. БАД-2 может передвигаться и по рельсам, как бронедрезина. Поистине универсальная машина! Третья буква в его обозначении указывает на конструктора - Николая Ивановича Дыренкова.


Испытания обнадёживают, и под руководством Николая Яковлевича Обухова на Ижорских заводах проектируют усовершенствованный бронеавтомобиль ПБ-4, на этот раз хоть и с использованием фордовских (газовских) узлов, но уже с самонесущим водоизмещающим корпусом. Формально - первый советский автомобиль с несущим кузовом. ПБ-4 вооружён 45‑мм пушкой и спаренным с ней 7,62‑мм пулемётом. Осенью 1933 года строят три образца, в феврале 1934‑го - ещё три, а в 1935‑м - целую опытно-промышленную партию. Недостатком бронеавтоамфибии остаётся затруднённый выход из воды, даже несмотря на цепи типа Overall, надеваемые на задние колёса. Гусеницы побеждают - в СССР разворачивается (впервые в мире!) крупносерийный выпуск плавающих малых танков (не путать с лёгкими танками!) Т-37, Т-38, Т-40. Первые их образцы скопированы с британских машин Vickers-Carden-Loyd (неизвестно, приобретена ли при этом лицензия, как на лёгкий танк Т-26), однако по мере совершенствования у нас созданы вполне независимые конструкции. За подробностями адресую читателя к замечательному трёхтомнику «Отечественные бронированные машины», в числе авторов которого Игорь Геннадьевич Желтов, крупный знаток истории танков.



Экспериментальный бронеавтомобиль БАД-2, построенном на Ижорских заводах. Колёсная формула: 6х4, боевая масса: 4,6 т, вооружение: пушка 37 мм и пулемёт 7,62 мм, бронирование: до 6 мм, мощность двигателя: 40 л. с., скорость: 70 км/ч по суше, по рельсам 90 км/ч, 6 км/ч по воде. 1932 г.

В Германии плавающих танков почему-то не строили, зато внимание военных привлекли два проекта плавающих автомобилей, Ганса Триппеля и Фердинанда Порше-младшего. Триппель свою первую амфибию создал в 1929 году, причём машина была полноприводной! Продолжая экспериментировать, Триппель получил заказ от Генштаба… но прототип армейской амфибии на глазах у генералов в 1934 году тонет в Рейне. Несмотря на провал, Триппель продолжал совершенствовать конструкцию. Как член национал-социалистической партии с 1930 года, он полагался на свои связи и вскоре обрёл нового заказчика - Waffen SS. Ему на откуп отдали бывший автомобильный завод Этторе Бугатти в Мольсхайме, где ему пришлось выпускать по большей части торпеды, а не амфибии.



Герман Геринг осматривает амфибию SG6 Ганса Триппеля. Производство первого образца (1938 г.), с герметичными дверьми, конструктор развернул в Гамбурге. В 1941 году амфибию модернизировали, от дверей отказались.

История имела неожиданное продолжение. Одну амфибию Trippel SG6/41 на опелевских агрегатах наши солдаты захватили, и она некоторое время была экспонатом знаменитой Выставки образцов трофейного вооружения в ЦПКиО им. Горького в Москве. Амфибию Trippel сначала испытали в НАМИ, а затем, словно лягушку на уроке естествознания, препарировали, и по её образцу построили свою амфибию, НАМИ-055 на агрегатах от «Москвич-410». Особенностью амфибии были пневмогидравлические стойки подвески: благодаря регулируемому клиренсу, на воде НАМИ-055 «поджимала» колёса под кузов, снижая сопротивление.

Тут стоит сделать небольшое отступление. Именно на автомобилях-амфибиях - технике, предназначенной для работы в заведомо более сложных условиях - впервые освоены такие решения, как регулируемое давление воздуха в шинах, изменяемый дорожный просвет, самоблокирующиеся дифференциалы. И даже экзотические герметичные дверные уплотнители, которые накачиваются воздухом, как велосипедные шины.



Амфибия Trippel SG6/41 на испытаниях в институте НАМИ, начало 1950‑х годов.

Первые испытания НАМИ-055 выявили любопытный просчёт: при выходе из воды у амфибии разрушались крестовины карданных валов, поскольку в момент соприкосновения с грунтом колёса вращались значительно быстрее реальной скорости автомобиля. Заменили крестовины более мощными, от ГАЗ-69. Но что за мотор, 45 л. с.! И в 1960 году в машину имплантировали 95‑сильный силовой агрегат от легковой Tatra-603. Этот вариант получил обозначение НАМИ-055Б. Кстати, амфибия, согласно отчётам НАМИ, демонстрировала невиданную для машин этого типа прыть: развивала на воде 12 км/ч (с мотором Tatra - все 14 км/ч), а задним ходом - 9 км/ч. Паспортные данные оригинального Trippel SG6/41 - 14,5 км/ч. Это и сегодня впечатляющий показатель для полностью погруженных амфибий.



Амфибия НАМИ-055В. Кузов её был спроектирован В. М. Овчинниковым и И. А. Стригиным по типу кузова Trippel. В 1960 году амфибия получила 95‑сильный мотор V8 от Tatra-603, а в 1963‑м - подводные крылья.

Дальше - больше. Вместе с п/я № 209 (под таким шифром скрывался горьковский завод № 112 «Красное Сормово») в 1963 году был построен вариант на подводных крыльях - НАМИ-055В. Аналогичные опыты с подводными крыльями проводили с малой амфибией водоплавающей (МАВ, он же - ГАЗ-46) на ГАЗе в конструкторском бюро Алексея Андреевича Смолина. Горьковский автозавод выпускал этот автомобиль с 1954 по 1961 год в одном цехе с плавающим гусеничным транспортёром ГАЗ-47, причём попеременно - полгода один, полгода другой. МАВ вроде устраивал заказчика по величине тяги на швартовах (до 475 кгс) и ходкости (около 10 км/ч), однако хотелось большего!

Собственно, Смолина пригласили на ГАЗ из ЦКБ-19 Минсудпрома именно как специалиста по гидродинамике и винтам - в этой области у КЭО ГАЗ не было практически никакого опыта. А тонкостей много. Видный русский кораблестроитель Алексей Анатольевич Крылов однажды предложил некоему британскому судовладельцу обрезать лопасти винта на 8-9 дюймов - пароход вместо 7 узлов стал развивать 9,5 узла.



ГАЗ-46Г с подводными крыльями (ведущий конструктор В. М. Емельянов) был оборудован мотором V8 от ГАЗ-41 (БРДМ).

МАВ поставили на подводные крылья уже после прекращения производства, в 1964 году. На эту модификацию (ГАЗ-46Г, ведущий конструктор В. М. Емельянов) установили V8 от ГАЗ-41 (БРДМ) и гребной винт новой конструкции. На испытаниях ГАЗ-46Г развивал на воде до 30 км/ч, а амфибия НАМИ-055В - все 53 км/ч. Испытания проходили в Балахне Горьковской области, на опытовой базе ЦКБ судов на подводных крыльях.

О том, какие автомобили-амфибии созданы после Второй мировой войны в СССР, граждане могли узнать из популярных журналов. Например, из «Моделиста-конструктора» (до 1966 года он назывался «Юный моделист-конструктор»), «Техника - молодёжи», «За рулём», «Советский воин». А ещё в 1959 году «Воениздат» выпустил книгу Михаила Георгиевича Редькина «Плавающие и колёсные машины». Везде упоминались только две модели, МАВ и БАВ, т. е., малый и большой автомобили водоплавающие. Сведущие люди находили в них сходство с ленд-лизовскими Ford GP-A и GMC DUKW-353. Но даже эти машины были окутаны завесой секретности, которая всё сгущалась и сгущалась, и по мере старения партократии приобретала маразматические черты. Дошло до того, что в наших журналах под кривенькой картинкой писали: «советский танк», «советский истребитель», «советский автомобиль-амфибия», тогда как в каком-нибудь Modelarz из ПНР или гедеэровском Motor Kalender der DDR 1980 тот же объект преподносился во всех видах, под полным обозначением, со всеми техническими характеристиками.



Большой автомобиль водоплавающий (БАВ) на обложке «Моделиста-конструктора». Это одна из лучших работ выдающегося иллюстратора Михаила Петровского.

Зато в советских молодёжных журналах охотно публиковали проекты самодеятельных конструкторов, - а их тема водоплавающих автомобилей всегда привлекала. Владимир Бовыкин, Станислав Емакаев, Дмитрий Кудрячков, Владимир Кузеев, Александр Кулыгин и Сергей Габович, Евгений Михайлов, Игорь Рикман и Алексей Ревякин, Николай Синельников, Виктор Трофименко, Вениамин Трунов, Юрий Чумичёв - вот далеко не исчерпывающий список энтузиастов.

Вряд ли кто из энтузиастов-самодельщиков предполагал, какая обширная работа над колёсными амфибиями развёрнута в конструкторских бюро Брянского, Волжского, Горьковского, Луцкого, Ульяновского, Уральского автозаводов, в СКБ ЗиЛ, МВТУ им. Баумана, НАМИ и в НИИ-21. Наиболее секретные из этих тем, такие как «Река», «Ягуар», «Суша», преследовали цель создать машины, лишённые каких-либо очевидных внешних признаков пригодности к плаву.



БАВ был сконструирован под руководством Виталия Андреевича Грачёва в 1950 году по образцу американской амфибии GMC DUKW и во многом превзошёл прототип, хотя и получился почти на тонну тяжелее. Всего с 1951 по 1962 год выпущено 2029 таких амфибий.

До сих пор блогеры продолжают набирать сотни лайков, рассказывая об этих проектах под тошнотворным кликбейтом «мало кто знает, что». А представляете, какой сенсацией стала в феврале 1989 года статья в журнале «За рулём» об УАЗ-3907! Правда, машину в статье ещё не называли «Ягуаром», под таким шифром велась её разработка. Тактико-техническое задание и характеристики будущей амфибии «для оснащения десантно-штурмовых частей, подразделений морской пехоты, разведки и других высокомобильных формирований специального назначения, а также в качестве машин управления и связи» было утверждено в июне 1972 года.



УАЗ-3907 «Ягуар» (ведущий конструктор - Эдуард Николаевич Орлов) уверенно держался на воде, имея на борту 11 человек и 600 кг груза. Запросто перебросил на другой берег приёмочную комиссию из 21 человека. Выдерживал двухбалльный шторм. Расчетный запас хода по воде составлял 300 часов (эквивалент 2500 км).

На первом же совместном заседании представителей отрасли и основного заказчика главный конструктор Ульяновского автозавода Лев Адрианович Старцев поинтересовался у военных: «Вы хотите иметь катер, который ездит по земле или автомобиль, который плавает?» В ответ прозвучало дружное: «Автомобиль!». В перерыве заседания главный конструктор Горьковского автозавода Александр Дмитриевич Просвирнин отвёл Старцева за локоть в сторонку и, делая страшные глаза, зашептал: «Вы берётесь за работу, не имея никакого опыта!». Старцев ответил, что зато есть хорошие конструкторы и сильное желание. Просвирнин не знал, а Старцев из-за полной секретности не имел права поделиться с ним, что в Ульяновске уже давно занимаются амфибиями. В 1980 году, когда первый образец созданной по теме «Ягуар» амфибии был готов, его фотографии Старцев показал заместителю министра автомобильной промышленности Евгению Артёмовичу Башинджагяну. Рядом стоял Просвирнин. Увидев снимки, он развёл руками: «Здорово! Не ожидал...»



ВАЗ-2122 создавался в рамках опытно-конструкторской работы с шифром «Река» на основании «Отраслевых пятилетних планов основных ОКР и НИР по вооружению и военной технике на пятилетки 1976-80 гг. и 1981-85 гг.» Министерства автомобильной промышленности. Ведущий конструктор - Валерий Иванович Доманский. Первая серия образцов была собрана в 1976 году, последняя (6‑я) - в 1987 году.

Подробности об отечественных легковых амфибиях можно узнать из книги «Советские полноприводные», написанной группой авторов, в том числе и таким уважаемым исследователем как Николай Сергеевич Марков.

Из машин грузовых наиболее интересна опытно-конструкторская работа под символичным шифром «Суша». Речь - о создании принципиально нового унифицированного семейства грузовых автомобилей повышенной проходимости с колёсной формулой 6х6 и 8х8. Первые - капотники, вторые - бескапотной компоновки. И те, и другие - как в «сухопутном» исполнении, так и в водоплавающем. Первые шесть образцов амфибий Урал-43221А (6х6) и Урал-53221А (8х8) собрали летом 1979 года. Они были настолько неотличимы от обычных Урал-4322 м Урал-5322, что страшнейшим преступлением было сфотографировать их сзади, откуда видны были винты. Для испытаний машин на плаву на озере Тургояк в Челябинской области заводчане подгадывали время, когда не было клёва - чтобы избежать нездорового любопытства со стороны рыбаков. Военные приняли проект с воодушевлением: в октябре 1980 года семейство «Суша» было рекомендовано к принятию на снабжение Советской Армии.



«Урал-43221А» грузоподъёмностью 4 т отличался от обычного «Урал-4322» герметичным бортовым кузовом слегка увеличенного объёма и оборудованием для движения по воде. Предполагалось использование кабины КамАЗ и турбодизеля воздушного охлаждения, производство которого разворачивали в г. Кустанай (ныне - Казахстан). Серийно выпускали только неплавающие машины семейства «Суша».

А затем произошло то, что с трудом укладывается в понимание. Все проекты дружно были свёрнуты, несмотря на то что образцы прошли госиспытания, приняты на снабжение, а кое-где даже приступили к возведению цехов. Гипотезы на сей счёт выдвигаются разные - от смены военной доктрины СССР до личных амбиций нового руководства Вооруженных сил. Действительно, началась пресловутая «гонка на лафетах» - повальное вымирание кремлёвских старцев. 20 декабря 1984 года не стало маршала Дмитрия Фёдоровича Устинова. Его сменил немногим более молодой Сергей Леонидович Соколов, а спустя три года - Дмитрий Тимофеевич Язов. Как водится в таких случаях, каждый приводил за собой команду преданных ему людей, с новым взглядами, с новыми интересами. Так что столкновение амбиций не выглядит такой уж неправдоподобной версией. Однако, интересно и другое: немногим раньше столь же дружно были свёрнуты работы во водоплавающим автомобилям и у нашего противника в НАТО.



Самая крупная серийная колёсная амфибия, BARC, создана фирмой LeTourneau (США) в 1952 году. Построено 55 штук. О размерах судим по стоящей рядом амфибии GMC DUKW. Аббревиатура BARC означает Barge, Amphibious Resupply, Cargo («Баржа, амфибийная, перевалочная, грузовая»). Подвижность обеспечивают 4 дизеля GMC по 265 л. с. каждый и два винта диаметром по 1,2 м. В вооружённых силах США обозначается как LARC-LX («Лихтер, амфибийный, перевалочный, грузовой, водоизмещением 60 т). Скорость на суше - 32 км/ч, по воде - 12 км/ч

Исключением и у нас, и у них остались боевые машины - БТР и БРДМ. Хотя американцы продолжали эксплуатировать морские колёсные амфибии-лихтеры водоизмещением 5, 15 и 60 тонн, британцы - Alvis Stalwart, а итальянцы - Fiat-6640. Так что причина могла оказаться гораздо проще: в какой-то момент подсчитали и поняли, что слишком дорого держать в строю два типа автомобилей. А в нашей стране вскоре попросту закончились деньги.

Отсюда
См.также:

Плавающие танки и амфибии

ПТ-76 и БТР-50: великолепные и ненужные «поплавки»

Такой ЗИЛ мало кто видел, ЗИЛ 29061

3 советские амфибии, которые мало кто помнит

Непобедимый рекордсмен: амфибия ЗИЛ-135П


В Телеграм!

военные, ссср, интересно, авто, техника

Previous post Next post
Up