Триумфальная арка императора Септимия Севера в Пальмире
Jan 06, 2024 05:58
С триумфальной аркой Септимия Севера, древнеримского императора в 193-211 гг н.э., большинство советских людей знакомо со школьного детства. С учебника истории древнего мира для 5 класса.
Такой, как в учебнике, арка стала в первую треть 20 века, в результате реставраций. Изменений много. Сравнивайте. Фото 1900 года из архива Гертруды Белл и из отчета ЛАИ Андрея Склярова 2009 года.
Из всех изменившихся мест всегда был интересен центровой элемент арки посередине дуги, как бы висящий на честном слове. Вернее их два, каждый весом в тонны.
Умом понимаешь, что через эти серединные элементы дуги продета насквозь стальная оснастка, плюс поверху они дополнительно зафиксированы одним-двумя стержнями, уходящими в соседние блоки, но глаз воспринимает это висение как что-то невероятное.
Обратим внимание и на накладку, которой реставраторам пришлось удлинить элементы, опустив одну из сторон ниже уровня панели дуги. Очевидно, что хлипкие стойки арки разошлись еще до реставрационных работ, сближать их посчитали делом рискованным, предпочли нарастить центровые элементы и подвесить их как подвесили - криво.
Что еще смущает - так это невероятная целостность ажурных элементов арки. Хрупкий пальмирский песчаник, из которого, считается, древнепальмирцы тесали монолитные блоки для памятников римско-эллинистической эпохи архитектуры и искусства, рассыпается практически на глазах. Трудно найти хоть одну целую кубическую и цилиндрическую форму. На фото еще и 20-х годов нет и половины колонн, архитравов, стен, появившихся в новое время. А этим изогнутым элементам с динамичным розеточным узором хоть бы хны...
Ну а самые удивительные фото триумфальной арки - первые, сделанные до всех реставраций с 1860-х годов. На них висят не только центровые части дуги, но и остатки рассыпавшегося блока из кладки над дугой.
1864 год.
1867 год.
Великолепное фото Феликса Бонфилса 1870 года.
На чем это может висеть, если не на сквозных железяках - стержнях из ковкого чугуна, использовавшегося в строительстве до эпохи стали? Угадайте с семи раз, уважаемые сетевые историки.
И еще два прекрасных снимка Бонфилса.
Обратите внимание на две вещи.
Во-первых, на висящем элементе дуги отсутствует куча от рассыпавшегося остатка блока , висящего над ним. Это значит, какие-то манипуляции с этим безобразием делались. Хотя бы и лишний груз убрали.
Во-вторых, чтобы подчеркнуть абсурд этих висящих элементов, фотограф, еще проявляя пластину-негатив, несколько раз ткнул кончиком карандаша в место под висящим остатком блока - тем самым подчеркнув что это безобразие осыпается на глазах. Похожим приемом он пользовался, чтобы привлечь внимание к граненому чугунному стержню, который взял в объектив на краю снимка в Карнаке.
Это безобразие висело над аркой еще и в 1923 году. Два фото.
Знаменитый генерал-археолог сэр Чарльз Уильям Уилсон (Charles William Wilson, 1836-1905) однажды предпринял трогательную попытку защитить древность арки. В 1881 году он издал 4-томный альбом Picturesque Palestine, Sinai, and Egypt, в части о Пальмире на базе работ художников Джона Дугласа Вудворда (John Douglas Woodward, 1846-1924) и Гарри Фенна (Harry Fenn, 1837-1911), посещавших Пальмиру в 1877-1879 годах. Сэр Чарльз осознал, что не стоит показывать древний памятник со столь явным свидетельством постройки в эпоху чугуна, и обвалил остатки блока, позорно висящие на армировочном элементе.
Несомненно, некоторое время это позорище, парные элементы дуги и остатки блока над ним, висело на сквозном армировании и до первых фотографий. Это картина Карла Хаага 1859 года.
Ошибочно начерчены блоки - реальные отличаются и количеством в ряду, и пропорциями. Висящие элементы дуги показаны в виде трех отдельных обломков. Отсутствует козырек второго сверху ряда и декор верхнего. Полуколонны коринфского ордера делать даже не начинали... Скорее всего, верхнюю часть арки, включая интересующий нас центровой элемент, англичанин еще не видел, хотя нижние были готовы. Свидетельство Вуда ценно тем, что указывает время достройки арки.
В 1784-86 годах застал арочный элемент готовым, а верхние ряды блоков со всей очевидностью дофантазировал сотрудник французского посольства в Османской империи, художник, востоковед Луи-Франсуа Кассас, издавший книгу со своими картами, чертежами, рисунками Voyage Pittoresque De La Syrie, De La Phoenicie, De La Palaestine Et De La Basse Aegypte в 1802 году.
А это со всей очевидностью отметка, где триумфальной арки еще не было.
О выдающейся арке, которая через два с половиной века украсит школьные учебники, На панораме запечатлена колоннада, ей и отданы все восторги. На месте асть какая-то несуразная блочная тумба с проемами, и все.
На панораме на месте арки есть нечто невнятное, сложенное простой кладкой из блоков, но отдаленно не она.
Между свидетельствами де Брюйна - фон Эрлаха и Вуда она и строилась. Нелепица, стоявшая при де Брюйне, была была признана неудачным проектом и забракована. Вместо нее был сделан величественный памятник на века.
Есть ли признаки формовочных технологий после того, как игилодебилы взорвали арку? Хватает, если внимательно смотреть.
В этом репортаже, например, как ни аккуратно снимали руины сотрудники Первого канала, все же недосмотрели стержень, торчащий из обломка, явно не новейшего реставраторского.
Но для фотосессии подготовились хорошо - убрали этот компрометирующий создателей истории штырь.
Хотя убрать все следы с разваленного памятника, делавшегося формованной смесью с армированием, в принципе невозможно.
Еще один репортаж, от RT.
Уважаемый Сундаков опубликовал в инстаграме фото из Пальмиры. Руины Храма Баала, как понимаю. Неужели он не видит, что там сплошное армирование?
[Вынужден ставить.] Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020033021665. Яндекс-кошелек 410013946572302.