У Чехова что ни письмо, то история...
Вот он пишет из Ялты в Москву 21 октября 1903 года Олеге Леонардовне Книппер-Чеховой, то есть - жене.
Что Немирович-Данченко прислал ему телеграмму и сообщает в той телеграмме - "Аня похожа на Ирину".
И дальше из письма Чехова жене -
"очевидно, хочет роль Ани отдать Марии Фёдоровне.
А Аня так же похожа на Ирину, как я на Бурджалова."
Кто такой Бурджалов Георгий Сергеевич (1869-1924) выясняется сразу из примечаний к письму.
Актёр МХТ, стоял у истоков создания театра, в труппе с 1898 года.
А как выглядел? И вот она, волшебная сила интернета (см. на фото слева в начале поста).
И вправду, с Чеховым ничего общего, внешность вполне себе брутальная.
Настоящая фамилия Бурджалян.
Скорее всего, стал Бурджаловым, чтобы не путали с братом-режиссёром Бурджаляном Аркадием Сергеевичем (1879-1946)
Бурджалов - не чеховский тип, так что в пьесах Чехова не играл.
Был занят в пьесах Гауптмана, Гольдони, Ибсена, Метерлинка.
А вот в пьесу "На дне" Горького вписался, играл хозяина ночлежки Костылёва.
Вот Бурджалов в пьесах Гольдони и Гауптмана разных лет:
Так, а кто такие Аня с Ириной?
Речь в письме и телеграмме идёт о готовящейся постановке "Вишнёвого сада" в МХТ.
И о распределении женских ролей.
Младшую сестру Ирину в "Трёх сёстрах"(1900) играла Мария Фёдоровна Андреева (1869-1953), вот она:
В "Вишнёвом саде" Андреева захотела роль Ани, поэтому Немирович и нашёл "сходство" Ани с Ириной.
В то время как сам Чехов писал, что Аню в "Вишнёвом саде" может играть совсем неизвестная актриса,
лишь бы молодая была...
Потому что -
"Аня прежде всего ребёнок, весёлый до конца и ни разу не плачущий, кроме II акта,
где у неё только слёзы на глазах.
А Мария Фёдоровна всю роль проноет, к тому же она стара"
Опа, приложил! "Проноет", "стара"...
Имел в виду, конечно, стара на роль 17-тилетней девочки, ведь в 1903 году Андреевой 35 лет.
(а не просто стара, у самого жена на год старше Андреевой)
Лирическое отступление.
Хорошо, что Чехов не дожил до "после революции"
(а умная Книппер язык за зубами держала - про мнение мужа насчёт Андреевой в роли Ани).
После революции Мария Фёдоровна Андреева стала "комиссаром по дела искусства".
Имела личное авто и занимала важные должности "по делам театров и художественного просвещения".
Так что, может, пришлось бы Чехову захаживать с просьбами к "товарищ Феномену" (партийная кличка Андреевой).
А что, ради жены, ради её работы (ролей) в театре... Ради своих собственных пьес, всякое могло быть...
Сотрудничали ведь с ней и Блок, и Горький (даже когда они с Андреевой прекратили близкие отношения)
В 1904 году, сыграв в премьере "Вишневого сада" Варю,
член РСДРП Мария Фёдоровна Андреева взяла отпуск в театре - революционная деятельность её захлестнула.
На сцену вернулась на короткий срок - в новый театр Большой Драматический в Петрограде,
который сама и организовывала.
В 1918 году в возрасте 50(!) лет сыграла Дездемону.
Говорят, на редкость трепетная и нежная получилась Дездемона...
А через год (Андреевой 51) - леди Макбет.
Вот рисунок-эскиз М.В. Добужинского (1875-1957) к спектаклю "Макбет" 1919 год в БДТ.
Леди Макбет в исполнении Марии Фёдоровны, опять же, говорят, была на редкость впечатляющей,
настоящей революционеркой, жёсткой, целеустремлённой и..страшноватой:
Но к нашей истории
Правда, как оказалось, роль Ани всё равно Андреевой не светила,
поскольку Аню очень захотела сыграть (и сыграла!) Мария Петровна Лилина (1866-1943).
Которая даже старше Андреевой на три года и в два+ раза старше девочки Ани!
Как же так, спросите вы? А вот так!
Очевидно, талант. Ну и жена она... Константина Сергеевича Станиславского, который главный в театре.
Вот она, Лилина (Алексеева по мужу):
Против жены главного режиссёра театра не попрёшь? Чехов и не попёр...
А Раневскую сыграла, конечно же, другая жена - Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (1868-1959):
Хотя сам Чехов хотел, чтобы она сыграла бы эксцентричную "дурочку"-Шарлотту.
Ну, мало ли чего он хотел.
Он, например, хотел, чтобы на афишах писали не "драма", а "комедия".
А отцы-основатели театра всё равно велели писать - драма.
Наверное, чтоб не подумали, что они, как и Чехов смеются над "симпатичными белоручками"
(Отзыв в газете "Русь", 1904 год - "В "Вишневом саде" поставлен памятник над могилой симпатичных белоручек").
p.s. Андреева не осталась без роли в "Вишнёвом саде", сыграла Варю (которой в пьесе 24 года),
хоть сама считала, что она для Вари "слишком аристократична"...
Про образ Вари в "Вишнёвом саде" был пост -
Она у меня из простых...