Почему нападение Италии на Албанию в апреле 1939 не стало поводом к началу Второй мировой?

Nov 22, 2023 12:47



Вторая мировая война в Европе породила больше литературы, чем, возможно, любое другое событие в современной истории. Большая часть интереса сосредоточена на военной истории, оккупационной политике, марионеточных правительствах и движениях сопротивления в основных государствах Европы. Однако в этом потоке материалов часто игнорируются малые государства Юго-Восточной Европы, а из них - нападение Италии на Албанию, которое вполне могло послужить поводом к началу Второй мировой весной 1939.

Фишер очень подробно анализирует цели и задачи Италии в Албании и объясняет возможный провал политики Рима, последующее вторжение в страну против держав Оси. Эта уникальная книга, открывающая новые пути, содержит энергичный и заставляющий задуматься анализ конкурирующих внешних интересов в Албании и исследует огромные препятствия, с которыми столкнулись албанцы при восстановлении своей независимости в конце войны. "Албания в состоянии войны 1939-1945" подробно освещает события в Албании в тот неспокойный период.

...Несмотря на поступающие из многих источников сообщения об итальянском мобилизации, Чемберлен не считал, что сейчас подходящее время для привлечения внимания  итальянского правительства на тот факт, что оккупация или аннексия Албании нарушила бы англо-итальянское соглашение 1938 года, который призвал к сохранению статус-кво в Средиземноморье.  Подчеркнув свое отсутствие беспокойства, премьер-министр уехал вечером 6 апреля для десятидневного отпуска в Шотландии.

В то же утро Зогу была вручена личная телеграмма. от Муссолини, фиксирующего истечение срока ультиматума в полдень. Король его  отказался принять, но передал этот вопрос своим министрам и комитету в Парламент. Итальянцы дали ему еще шесть часов, а он предоставил американскому министру аудиенцию, назначенную некоторое время назад. Зог, казалось, к этому времени уже смирился со своей судьбой.



Албанский президент (1925-1928) и король (1928-1939) Ахмет Зогу

Он обратился с горечь по поводу того, что итальянцы решили начать наступление в тот самый момент, когда его жена рожала. Министр Хью Грант отметил, что король производил впечатление человека, испытывающего горькое разочарование в том, что он считал грубым предательством со стороны итальянцев и остального мира. 5 апреля он обратился к демократическим странам, а 6 апреля - к балканским странам. Но все, конечно, было безрезультатным

6 апреля военные корабли появились у Дурреса и Влёры, чтобы погрузить на борт последнего итальянского гражданского населения. Днем десятки итальянских самолеты пролетали над Тираной, сбрасывая листовки с призывом к населению возобновить сплавить повиновение своему правительству и не сопротивляться итальянцам. Листовки добавил, что итальянские войска будут оставаться до тех пор, пока это необходимо для восстановления мент мира, порядка и справедливости.

Пока самолеты пролетали над головой, грандиозная демонстрация в несколько тысяч албанцев вышла на главную площадь Тираны. Сотни молодых людей требовали оружие, с помощью которого можно защитить страну. По словам Джеральдин, Зог отказался, опасаясь, что будет пролито много невинной крови. Вечером кабинет министров и парламентское заседание проголосовали за отклонение требований Италии, за силовое сопротивление высадке итальянских войск, одновременно призывая к итальянцам для дальнейших переговоров. Но атмосфера была мрачной...  "Албания в войне 1939-1945", Бернд Дж. Фишер, 1999

...Королевская семья бежала в Грецию. Зог, выступая через несколько дней после своего прибытия туда, охарактеризовал Гитлера и Муссолини как сумасшедших, столкнувшихся с «двумя спящими дураками»: Чемберленом и Даладье. Далее Зог заявил: «Мы предпочитаем умереть, от самого маленького ребенка до самого старшего человека, чтобы показать, что наша независимость не продается». "Комментарии короля Зога". Монреальская газета, 12 апреля 1939

литература, война, албания

Previous post Next post
Up