Перед нами лежит небольшая книжка под таким названием, с которой мы намерены познакомить нашего читателя. Пастор Лубан с точки зрения христианства рассматривает в ней три вопроса: любовь, брак и сексуальность. Рассчитана она на молодых людей, а также на их родителей.
Может быть, для них будет несколько неожиданна откровенность при обсуждении этих вопросов, однако именно родители должны понять, что сегодня необходимо об этом говорить четко, ясно и откровенно. Интересующийся найдет достаточно других источников информации, зачастую не только сомнительного, но и отравленного свойства. Мы постараемся осветить эти темы в последующих номерах нашего журнала.
Что такое любовь?
«Любовь» - слово многозначное. Говорят, например, о любви к Богу, о любви к профессии, к автомобилю, к собаке, к алкоголю. «Любовь» стало волшебным словом. У одних оно ассоциируется с самыми благородными чувствами, у других - с удовлетворением плотских желаний. По телевидению передавали однажды интервью, которое брали прямо на улице, с людьми разного возраста и пола. Всем задавали один-единственный вопрос: «Что вы понимаете под словом «любовь»?»
Ответы можно было услышать самые разные: «Об этом не принято говорить», «Это когда двое спят вместе» или: «Когда парень и девушка друг другу нравятся». Кто-то ответил: «Любовь - это секс». Ответы людей на улице соответствовали приблизительно тому, что предлагают нам иллюстрированные журналы, фильмы и книги. В греческом языке понятие «любовь» можно обозначить тремя словами: агапэ, филиа и эрос. Они характеризуют три сферы человеческого бытия: дух, душу и тело. Библия эти три понятия не противопоставляет друг другу, а приводит эти три понятия в правильное соответствие: подразделяет три рода любви на любовь дружественную (филиа) и любовь эротическую (эрос), которые должны подчиняться любви духовной (агапэ).
1. Любовь сегодня обиходное слово. Что оно означает?
Как правило, под этим словом подразумевается сексуальное влечение. В этом не было бы ничего плохого, если бы такое одностороннее понятие любви из-за разделения души и духа не вызывало бы чувства отвращения к сексуальности. Кто понимает любовь так односторонне, тот зачастую хочет видеть в ней еще и «небесную силу». Однако скорее это сила ада. Не зря в народе говорят: «Любовь - сила небесная, но многих уже она ввергла в ад». То, что люди называют любовью, часто ничто иное, как страсть, которая ищет удовлетворения для себя, в то время как настоящая любовь ищет счастья для другого. Страсть без такой любви недостойна человека.
2. Каждый жаждет любви. Разве это плохо?
Человек ищет защищенности и понимания. Беда, когда молодые люди не находят этого у своих родителей. Каждый нуждается в человеке, которому он все может сказать, кому он может открыть душу. Люди, лишенные в любви такого взаимопонимания, чувствуют себя обделенными. А это может привести к замкнутости, меланхолии. Нередко молодые люди, лишенные родительской ласки и внимания, пытаются найти их в общении с представителями другого пола.
Предосудительного в этом ничего нет. Запретить такие отношения молодому человеку трудно. Мудро поступают те родители, которые стремятся дать детям то, на что они имеют право - защищенность, взаимопонимание и любовь. Когда молодой человек ищет любви и понимания в дружбе с молодым представителем другого пола, это, как правило, заводит его в тупик. Пробуждающаяся страсть требует удовлетворения, и против законов природы идти трудно. Тому, кто свои сердечные тайны не может открыть ни отцу, ни матери, я желаю найти старшего друга или подругу. Помочь может и настоящая дружба между двумя девушками или двумя юношами.
3. Бывает ли между полами любовь и дружба без секса?
Человек - это единство духа, души и тела. Дружбу между людьми разного пола также надо рассматривать через эту призму. Кто хочет дружить, намереваясь полностью исключить сексуальность, тот разрывает то, что Бог соединил. В дружбе между юношей и девушкой рано или поздно, желают они этого или нет, сыграет свою роль сексуальность, требующая удовлетворения. Если вы не думаете о браке, дружбу следует прекратить.
Я бы советовал каждому, кто ищет себе партнера, не завязывать с ним дружбу до тех пор, пока вы серьезно не подумаете о вступлении в брак. Я рекомендую, однако, дружбу между группами юношей и девушек рассматривать как возможность встреч двух полов. Товарищеские отношения, однако, кончаются там, где начинается дружба в выше изложенном смысле, когда юноша и девушка отделяются от группы и уединяются вдвоем.
4. Я влюблен! Как быть? После половой зрелости стоит только подвернуться подходящему случаю, и молодой человек уже влюблен. Уже многие пытались описать это состояние, но понять его может только тот, кто его пережил. Предшествующей ступенью влюбленности является увлечение. Ученицы, например, могут быть увлечены учителем. Молодые люди увлекаются артистами, певцами, спортсменами, известными личностями. Влюбленность - это нечто большее и распространяется, как правило, на отношения между юношей и девушкой.
Молодого влюбленного я прежде всего спрашиваю, знает ли уже о его влюбленности предмет его любви. Если нет, то всегда советую: «Сокрой эту тайну в сердце своем. Пусть он (или она) пока что ничего об этом не узнает и не заметит». Труднее, когда влюбленность взаимная. В таком случае следовало бы поговорить с опытным, достойным доверия человеком и попытаться выяснить, счастлив ли будет их брак. Одна лишь влюбленность не гарантирует счастливой семейной жизни. Если же для влюбленных о браке речи быть не может, то этим молодым людям можно лишь порекомендовать расстаться. Такое болезненное решение необходимо ради их же будущего счастья в брачной жизни.
Если влюбленные, хорошо все взвесив и обдумав, все же решили пожениться, не имея всех необходимых предпосылок для этого, то молодым людям следует расстаться на некоторое время. Так я, например, посоветовал одному студенту, который на втором семестре влюбился, перевестись из одного университета в другой. Всякое расставание влюбленных, на время или навсегда, является потрясением.
В таких случаях молодые люди особенно должны были бы чувствовать поддержку, понимание и любовь родителей. Мой совет каждому юноше и каждой девушке: отнесись с полным сознанием ответственности к другому полу и учись воздерживаться. Не нужно думать, что влюбленность - это злой рок, что ей нельзя противостоять. Личная ответственность высока. Влюбленность - всегда дело чувств, и в противовес ей немедленно должен вступить разум.
Сексуальное желание и любовь: истоки и история христианской этики сексуальности и брака. Эрик Фукс, 1983
5. Можно ли вообще жить без любви?
Нет, это невозможно. Без любви всякий человек страдает, а жизнь теряет смысл. То, что любовь во многих со временем остывает, а нередко исчезает, является приметой последнего времени. Двадцатилетняя девушка говорила со мной о своем любовном горе. Она не в состоянии была назвать число мужчин, с которыми у нее были «любовные» отношения. Как это случилось? О своей первой встрече с мужчиной она выразилась так: «Я искала любви и думала, что он любит меня. Сегодня я знаю, что он любил не меня, а лишь мое тело». Девушка же искала человека, который полюбил бы ее душу.
6. Способен ли человек к бескорыстной любви?
Под словами «бескорыстная любовь» я подразумеваю приведенное в начале статьи слово «агапэ». Мы, люди, вследствие грехопадения к этому не способны. Возможно, что мы многое делаем и думаем, что это любовь. Однако в свете истины выясняется, что мы в конце концов тем, что называли любовью, угождали только себе. От природы ни у одного человека нет «агапэ», она изливается в сердца наши Духом Святым (Рим. 5:5), но на земле нет ни одного человека, который не мечтал бы об «агапэ»!
По своей человеческой природе человек любит только одного: самого себя. Самое трагичное при этом заключается в том, что это себялюбие ведет к самоуничтожению. «Сберегший душу свою потеряет ее», - говорит Христос. Один врач посоветовал своему пациенту немедленно бросить курить и заметил предостерегающе: «Не курите больше, если Вам жизнь дорога». Пациент не настолько любил себя, чтобы сделать это. Он продолжал курить и… вскоре умер. Кто в смысле «агапэ» не способен к любви, тот не способен любить и других. Может ли брак без «агапэ» быть счастливым?
7. Есть ли точное описание любви?
Да, в Библии. Прочтем еще раз песнь песней о любви (1Кор. 13): «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
Вера и жизнь (журнал) 1990/4