До того, как к власти пришли нацисты, в Германии было почти 5 тысяч печатных изданий, а в 1944 году их число не превышало одной тысячи. Жесткая цензура и полный контроль над газетами, журналами, радио и даже кинематографией, театром и музыкой стали способом поддержания нацистской диктатуры. Власть пыталась сделать их собственным оружием пропаганды и у нее это получилось.
Расцвет нацистской прессы
Газеты были важным элементом пропаганды
Фриц Герлих был арестован летом 1934 года, было понятно, что за арестом последует казнь. Уж слишком не нравились системе его обличительные репортажи и статьи. Со смелостью, граничащей с безумием, он предрекал, что с восхождением фюрера Германию ожидает крах, он призывал к революции и свержению диктатора.
Казнили журналиста практически сразу же после задержания и это стало началом конца рассвета немецкой прессы. Началась самая настоящая информационная война. Гитлер отлично понимал, что пресса является мощным оружием, которое можно использовать против кого угодно. При этом, до того, как нацисты пришли к руководству страны они контролировали лишь 3% от общего числа немецких изданий. Гитлеровцы издавали собственную газету «Народный наблюдатель» начиная с 1919 года, через 4 года она стала еженедельной.
В 1933 году, когда к власти пришли нацисты, конституция Германии гарантировала свободу слова и печати. Были приняты законопроекты, которые фактически уничтожили немецкую журналистику как явление, превратив ее в поле для пропаганды фашистской идеологии. Уже в феврале этого же года был принят закон «О защите немецкого народа». Основываясь на нем уничтожили все издания, издающиеся нелегально. Но это было лишь начало.
В 1934 году был принят закон, идущий в разрез с представлениями не только свободы слова, но и журналистики. Попросту была запрещена любая пресса кроме партийной. Число изданий катастрофически уменьшалось, зато рос тираж «Народного наблюдателя». Если в 1921 году она издавалась с тиражом 8 тысяч, то к концу Второй мировой войны издавалась с рекордными двухмиллионным тиражом.
Ключевые даты становления нацистской пропаганды
Из уничтожения книг сделали настоящее шоу
«Праздник костра», который был объявлен в Германии 10 мая 1933 года стал одним из первых шагов в целенаправленном уничтожении свободы слова. Отделом прессы и пропаганды был подготовлен огромный список книг, которые были названы «негерманскими» и подлежали уничтожению.
В список попали еврейские авторы и не только, достаточно было озвучивать мысли, которые шли разрез с идеологией нацистов. Над ним работали студенческие организации, профессоры и библиотекари. Основываясь на их разработках отдел прессы и пропаганды подготовил документ с планом мероприятий, в числе которых было и сожжение книг. Прежде список авторов был опубликован в главной теперь немецкой газете. Поначалу в него входила 71 фамилия, в последующем его расширили до 127 человек. Отдельно был подготовлен список идеологически вредных историков, политиков, философов и других личностей, которые так или иначе могли формировать идейные настроения народа.
Ночью люди с факелами прошлись по улицам, поджигая книги. Акция была проведена в каждом немецком городке, в некоторых день костра был перенесен из-за погодных условий. Всего было сожжено больше 25 тысяч книг.
Уничтожая одну идеологию нужно было создавать другую. Поэтому шла активная работа по созданию пропагандистского фильма «Триумф воли», премьера которого состоялась в марте 1935 года. Фильм был снят по личной инициативе Гитлера и с его участием. После окончания войны лента нигде не показывалась за фашистскую пропаганду. Но в 21 веке она стала считаться образцом пропагандистского фильма и вызывает интерес как пример кинематографического искусства.
Главной фигурой пропаганды стал сам Гитлер
Режиссером фильма стала Лени Рифеншталь, которой были даны все карты в руки для создания шедевра. Ей были предоставлены лучшие операторы, на этот фильм были потрачены практически все средства, выделенные для этой сферы. Немудрено, что съемки других картин не велись в принципе. Многие приемы, которые были использованы в этом фильме впервые, применяются до сих пор. Например, использовалась одновременная съемка с нескольких камер.
Нехитрый сценарий (хроника событий со съезда нацистов) обыгрывался масштабностью личности Гитлера. В фильме он выглядит сверхчеловеком, которого безмерно ценит вся нация. Учитывая, что телосложение фюрера никак нельзя назвать величественным, то была использована хитрость, которая в последующем стала весьма популярной. Благодаря съемке снизу Гитлер казался выше, почти не отличался ростом от других участников фильма. В момент речи главного героя вмонтированы кадры восторженных лиц слушателей.
Для того чтобы не допустить проникновение в мысли немцев инакомыслия, в сентябре 1939, когда началась Вторая мировая, им запретили слушать зарубежные радиоканалы. Небезосновательно полагалось, что местное население может прознать о масштабах разрушений, оставленных после фюрерской армии. Позже стали приговаривать к смертной казни за нарушение этого запрета.
Агитация как основа немецкой журналистики
Две главные фигуры в немецкой пропаганде
Для средств массовой информации, в частности для печатной периодики были сформированы основные принципы для создания текстов. Так называемые геббельсовские пропагандистские принципы предполагали массовый охват. А значит тексты должны быть как можно проще, понятные самому невзыскательному читателю. Не удивительно, что немецкая пресса того времени - это картинки, фотографии и карикатуры. Сократилось число текстового материала. Тогда как газеты того времени строились совершенно в ином формате. Текстовый блок занимал подавляющую часть газетной площади.
Подача текста стала менее официальной, чтобы быть понятнее. Не было единого стиля шрифта, а скорее разнообразие размеров и даже цветовой гаммы. На страницу могло приходиться 50 -200 слов.
Практически все сводилось к трем основным постулатам: немцы - высшая нация, которая вправе определять, как жить остальным. Именно поэтому немцы ведут не захватническую войну, а забирают то, что им положено. Унижение представителей других национальностей должно было обезопасить от проявления сострадания. В газете, например, было запрещено использовать слово «солдат», относительно представителей вражеской армии. Советские же войска именовались как угодно, но не словом «солдат».
Предполагалось, что радио станет настоящим оружием пропаганды. Производство приемников было резко увеличено. Причем трансляция велась и зарубежом, переводы осуществлялись более чем на 30 языков. Немцам удалось охватить своими радиоприемниками даже африканские страны.
Фальшивая «Правда»
Война уже тогда была информационной
Пропагандисты нацизма не чурались ничем. На восточном фронте распространялась фальшивая газета «Правда». Она полностью повторяла дизайн оригинала, а тексты в нее писали советские же журналисты, которых удалось завербовать. Фейковая газета должна была делать тоже самое с солдатами-красноармейцами. В основном планировалось уронить уровень патриотизма и сломать моральных дух армии за счет повествования о ошеломительном успехе нацистской армии на советской земле. Все это сопровождалось призывами объединиться против большевизма.
Фейковость газеты быстро распознали, если в начале Великой Отечественной ее тираж превышал 250 тысяч, то уже в начале 1943 года необходимость выпуска такого издания сошла на нет.
Пропагандистские настроения распространялись на всех захваченных территориях. Распространялись плакаты и листовки, с призывами ехать работать в Германию для обеспечения лучшей жизни. Немецкие солдаты на таких плакатах изображались с улыбкой, и «обращались» к читающему как к другу с теплотой и душевностью.
При этом пропаганда Геббельса весьма тонко играла на настроении народа. Пропаганда в России не должна была носить антисоциальный характер, никаких разговор о возвращении монархии, а разделении СССР. Все эти нюансы должны были обратить на сторону Гитлера тех, кого можно было отнести к колеблющемся, которые являются патриотами, но кое с чем не согласны. Однако немецкая пропаганда не смогла побороть советский дух.
Отсюда
См.также:
Ужасная и прекрасная Лени Рифеншталь: до и после Третьего Рейха «Советский рай»: какую выставку «трофеев» устроили немцы в 1942 году Как пропаганда Геббельса делала из детей нацистов при помощи безобидных настольных игр. Пять случаев откровенного позора третьего Рейха Нацистская пропаганда в конце войны
в Телеграм!