Англо-германские противоречия накануне Первой мировой войны

Jun 13, 2023 10:20



Багдадская железная дорога 1900-1910

В этом году исполняется двадцать лет со времени окончания первой мировой империалистической войны. В будущем году исполнится четверть века со времени ее начала. И то поколение, которое само пережило войну, и то, которое выросло после нее, все чаще обрашаются к историческому прошлому, ибо, говоря словами товарища Сталина, «опять, как и в 1914 году, на первый план выдвигаются партии воинствующего империализма, партии войны и реванша. Дело явным образом идет к новой войне».

Пламя войны, раздуваемое фашистскими агрессорами одновременно на трех континентах: в Восточной Африке - против абиссинского народа, на крайнем юго-западе Европы - против испанского народа, в Восточной Азии - против китайского народа, - грозит охватить весь мир. Сила агрессоров не в их консолидации, весьма относительной и временной, и тем более не в их ресурсах - экономических, финансовых и иных, значительно уступающих военному потенциалу держав, не желающих войны.

Сила агрессоров в том, что бесконечными угрозами, шантажом и вымогательством они добиваются уступок со стороны правительств буржуазно-демократических государств, в лагере которых наблюдается значительный разброд. Большую роль играет при этом весьма последовательно проводимый английским правительством Невилля Чемберлена внешнеполитический курс на сближение с фашистскими агрессорами. Этот курс, ускоряющий приближение новой мировой войны и угрожающий интересам, далеко не в последнюю очередь, самого английского народа, вызывает серьезные опасения и возрастающее возмущение в широких кругах общественного мнения Англии.

Все громче раздаются голоса предостережения о будущем и напоминания об уроках исторического прошлого. Общественное мнение все чаще констатирует, что правительство Чемберлена не только не учитывает исторические уроки, но в поисках новых внешнеполитических путей усугубляет ошибки британской внешней политики и тем самым ускоряет приближение новой военной катастрофы в условиях, наименее благоприятных для Англии.

После отставки Идена и после заключения англо-итальянского соглашения со всей определенностью обозначились серьезные изменения в британской внешней политике. Однако та часть английской буржуазной прессы, которая вдохновляется правительственными кругами, энергично утверждает обратное, стремясь убедить читателя в тщательном сохранении пресловутой традиционности британской внешней политики. Невилль Чемберлен, принадлежащий к семье, игравшей столь значительную роль в политической истории английского империализма, не раз публично выступал с защитой следующих традиционных «фундаментальных принципов» внешней политики Англии:

1) защиты британских интересов и жизни британских граждан;
2) поддержания мира, поскольку это возможно;
3) укрепления дружественных отношений с другими государствами, готовыми идти на соглашение.

Потопленные фашистскими пиратами английские корабли, трупы английских моряков - свидетельство того, как на деле осушествляется первый из «фундаментальных принципов» «реальной политики» Чемберлена, События последних месяцев подтверждают, что для соглашения с фашистскими агрессорами, продиктованного узко классовыми интересами наиболее реакционных кругов британского империализма, Чемберлен жертвует и национальными интересами английского народа и интересами общего мира.

И все же многие глашатаи английской реакции усердно доказывают, что политика Чемберлена полностью соответствует «историческим традициям» английской внешней политики. Так, профессор Тревельян - автор нашумевшей недавно биографии Элуарда Грея - руководителя внешней политики предвоенной Англии - пишет: «Грей является в одинаковой степени и реалистом и идеалистом. В интересах мира и интересах британской безопасности он часто совершал поступки, вызывавшие критику того же порядка, какая ныне направлена против действий г-на Чемберлена…»

«Дилемма, стоявшая перед Греем в 1914 году, все еще стоит перед его преемниками в 1937 году», - пишет Ситон Уотсон, известный английский историк и публицист, в своей новой книге «Великобритания и Европа». Так, в связи с актуальными вопросами внешней политики Англии развертывается широкая полемика по вопросам, связанным с возникновением мировой империалистической войны 1914 - 1918 годов. Из арсенала истории пытаются извлечь для себя оружие и противники и сторонники внешнеполитического курса Невилля Чемберлена. Насколько методы, применявшиеся Эдуардом Греем, эффективны и в настоящее время, - такова, в основном, постановка вопроса.

Профессор Тревельян в цитированной выше биографии Грея так отвечает на этот вопрос: «В мирное время внешняя политика имеет двоякую функцию: предотвращать войну и обеспечить, если война все же разразится, чтобы страна не испытывала недостатка в друзьях и союзниках. Грею не удалось первое, но удалось второе». Апологет предвоенной политики Эдуарда Грея и проводимой Невиллем Чемберленом политики, ускоряющей войну, Тревельян обходит вопрос о неизбежности мировой империалистической войны 1914 - 1918 годов.

Столь же осторожно он обходит вопрос о том, что внешняя политика английского империализма способствует прямой подготовке войны. Изучение этой политики, проводившейся Эдуардом Греем и в еще большей мере Невиллем Чемберленом, в известной мере может об'яснить «реальную обстановку того, как велика тайна, в которой война рождается…» Буржуазные политики, молчаливо или громогласно отрицая историческую неизбежность мировой империалистической войны, стараются представить се как случайный результат неблагоприятно сложившейся к 1914 году обстановки и неуменья руководящих государственных деятелей распутать ими же созданные дипломатические хитросплетения, которые пришлось разрубить мечом войны.

Задолго до начала первой мировой войны Ленин большевистская партия разоблачали ее подготовку, проводимую правительствами империалистических держав. Указывая, что мировая война «подготовлена всеми условиями развития буржуазного общества», т. е. что она исторически обусловлена и являлась неизбежным результатом углубления и обострения всех противоречий эпохи монополистического капитализма, Ленин беспощадно издевался над буржуазными «мудрецами», считавшими, что война - не более как «случайность, зависевшая от того или иного нападения…».

Ужасающая бойня, которая длилась более 4 лет, когда человечество потеряло 10 миллионов убитыми и около 20 миллионов ранеными, была исторически подготовлена всем, развитием капитализма. «Случайность» - таков был официальный тезис всех империалистических правительств, использованный при активном содействии вождей социал-демократии для пропаганды «оборонительного» характера начавшейся войны.

Империалистическая война являлась неизбежным порождением монополистического капитализма. Она являлась неизбежным результатом империалистических противоречий, сложившихся после того, как мир оказался поделенным между крупнейшими державами. Она являлась продолжением той империалистической политики, которую господствующие классы проводили в долгие предшествующие годы.

Aртём Ерусалимский. Журнал "Большевик" 1938,1 августа, №15

Статья полностью на фото:

























ссср, литература, война

Previous post Next post
Up