Откуда в СССР взялась холера, и Как удалось справиться с эпидемией

May 28, 2023 11:06




В августе 1970-го во время туристического рейса по Волге на теплоходе «Юрий Гагарин» случилась трагедия. На борту от холеры скончался пассажир. Эпидемия стала распространяться молниеносно, а медики с ситуацией не справлялись. Политбюро решило ввести на значительной советской территории карантин. Застигнутая врасплох власть столкнулась с первым после 40-х ЧП такого масштаба. Но действия понадобились самые жесткие.


Немытые руки азиатов



Больные умирали от крайнего обезвоживания.

Первая крупная вспышка холеры в России началась в Астрахани в 1817-м. Болезнь завезли в империю торговые суда через Каспийское море из Персии. За 5 лет холера распространилась на близлежащие губернии, проникнув в итоге в Москву и Санкт-Петербург. После того, как болезнь появилась в Европе, была объявлена первая холерная пандемия, не утихавшая до 1825-го.

Во 3-ю и 4-ю всемирные волны 19 века болезнь прокатилась сквозь Азию и поразила Африку с Америкой. В Россию эпидемия по-прежнему пробиралась из Афганистана, Турции и Ирана, проникая в Закавказье. Особенно патовой для России стала волна 1847-1848 годов, когда заболели 2 миллиона русских, третья часть которых не выжили.

Шестая волна совпала с революционными потрясениями, Гражданской войной, разрухой и массовым голодом 1921-го. Тем не менее российские медики, как могли, купировали очаги этого страшного заболевания. А сталинское руководство объявило всему миру, что холера в Советском Союзе окончательно ликвидирована.

Острый инфекционный недуг с поражением ЖКТ и резким обезвоживанием организма передаётся через воду, еду и грязные руки. Откуда было взяться холере в СССР, где такие моменты всегда строго контролировались? Есть мнение, что эпидемия пришла из Ирана и Туркмении, а в Одессу пожаловала на судах из Индии и Пакистана, быстро перебросившись в Крым, на Кавказ и юг Украины. Первыми о страшном заражении узнали в июле 1970-го в грузинском Батуми. Один из 17 больных умер, а спустя две недели в Астраханской области сформировался масштабный очаг эпидемии, где только официально заразились 1300 человек.

Одессу от внешнего мира полностью отрезали на 49 «холерных дней», где из 426 госпитализированных десять скончались. Смерть наступала от сильнейшего обезвоживания и резкого обострения хронических заболеваний при полном истощении. 7 августа первая жертва зафиксирована в Керчи, где за 2 суток выявили еще 150 больных. Батуми, Астрахань, Керчь, Херсон вынужденно попали под полный карантин.

Несмотря на жесткие меры блокировки очагов эпидемии, зараза стремительно зашагала по стране. 30 заболевших выявили в Волгограде, 14 в Умани, 15 в Новороссийске. Зараженные стали появляться в Махачкале, Тирасполе, Кирове, Куйбышеве и Кишинёве. Единичные случаи были зафиксированы в Ленинграде, Москве, Перми и Саратове. В условиях нарастающей угрозы собрали заседание Политбюро, создав при Минздраве СССР Всесоюзную чрезвычайную противоэпидемическую комиссию с широкими полномочиями.

Блокировка граждан в городах



Болезнь быстро зашагала по СССР.

Въезд в крымскую Кeрчь со 160-тысячным нaсeлeниeм полностью зaкрыли для въeздa-выeздa. Нa бaзe тамошних oбрaзoвaтeльныx учрeждeний отрылись спeцпункты пo oбслeдoвaнию приезжих. Без прохождения полного мeдoбслeдoвaния они не могли передвигаться по городу. Пoдoбныe медпункты сформировали и на железнодорожных oбъeктax, а также в местах дислокации вoднoгo трaнспoртa. Строгие ограничительные меры стали предприниматься в Oдeссe и другиx потенциально опасных гoрoдax. Чeрeз ниx в общей сложности прoшли свыше 200 тысяч чeлoвeк. Обеспечивать пoрядок при ликвидaции возможных пoслeдствий xoлeры в одной только Кeрчи были призваны до 10 тысяч вoeннoслужaщиx, десятки вeртoлeтов и стoрoжeвых кaтeров. Вoeнных обязали принудитeльнo гoспитaлизировать не желавших oбслeдoвaться дoбрoвoльнo. «Сoвeршeннo сeкрeтнo» привoдит секретные выдeржки из архивов, свидетельствовавшие о керченских бунтах. Помимо прямых антихолерных мер власти столкнулись с мaссoвыми бeспoрядками недовольных граждан. Гoркoм пaртии рaспoрядился прoвoдить чeрeз рaдиo и пeчaть рaзъяснитeльно-прoфилaктичeские рaбoты. Инфoрмaция подавалась дoзирoвaно, а сам термин «холера» и упоминать запретили. Продолжались пресечения нeсaнкциoнирoвaнных пoпыток пeрeхода кaрaнтиннoй зoны.

Закрытые пляжи и борьба с "дикарями"



В Крыму пришлось ограничить поток туристов.

Несмотря на огромную угрозу здоровью нации, власть распорядилась говорить с крымскими приезжими осторожно. Были зафиксированы несколько сотен случаев противозаконного прорыва из карантинной зоны. Совет министров СССР постановил продлить отпуска и командировки с сохранением зарплаты. В сентябре началась плановая эвакуация прошедших обсервацию из всесоюзной здравницы. Проблема вырисовалась с «дикарями». Из 5 миллионов отдыхающих на полуострове около 3,8 млн находились на отдыхе без путевок.

И если в случае с организованными туристами достаточно было отменить новые заезды и запретить заход новых круизных судов, то вопрос «крымских дикарей» ставил власти в тупик. Посадить на карантин обитателей палаток было непросто. Решили попросту постепенно выдворять их с полуострова. Для этого автотуристов начали обеспечивать очищенной питьевой водой, обрабатывая на постах автомобили спецраствором и изымая продукты питания. Для вывоза пеших отдыхающих привлекались отдельные поезда и автобусы.



Обитатели очагов эпидемии принудительно проходили осмотры.

Но уезжать хотели не все. Пришлось закрыть пляжи, где круглосуточно дежурили милиционеры. В итоге эвакуация удалась. Большую работу в непростом деле сыграли СМИ. Поначалу перед ними поставили задачу скрывать детали происходящего для недопущения паники. И лишь через время, когда общество было готово, появились публикации о количестве заболевших в Крыму, Одессе и Астрахани.

Параллельно с черноморским курортом карантин ввели и в остальных южных городах. Снять ограничительные меры удалось к концу сентября 1970-го. По официальным данным смертность от той эпидемии холеры достигла лишь одного процента от всех заболевших. Но по информации «Волжской коммуны» отдельные вспышки заразы продолжали регистрироваться аж до самого 1981 года.

Отсюда
См.также:

Почему докторов в России называли «холерниками», и как русский народ сопротивлялся «врачам-душегубам»

Десять великих пандемий прошлого

История болезни, или Как побеждали туберкулёз

Мадам Пенициллин

«Уральский синдром»: почему 10 лет советские граждане умирали от неизвестной болезни


в Телеграм!

медицина, ссср, болезни и эпидемии

Previous post Next post
Up