Кадр из фильма «Под каменным небом»
В 1974 году Норвегия отмечала 30-летие освобождения Киркенеса советскими войсками, с которого началось изгнание фашистов из страны. Страна обратилась к СССР с предложением снять фильм на эту тему. Сценарий был уже готов: советский писатель Юрий Нагибин и норвежский драматург Сигбьёрн Хёлмебак написали его вдвоём, изучив массу исторических документов. Сценарий получил название «Октябрь-44» (именно в октябре 1944 года и случились события). СССР предложение принял, постановку отдали на «Ленфильм», назначив режиссёром Игоря Масленникова. Норвегию представляли киностудия Teamfilm и режиссёр Кнут Андерсен.
Масленников и Андерсен первым делом погрузились в историю. Норвежцу было несравнимо проще:
Андерсен несколькими годами ранее снял военную драму «Выжженная земля», который тоже рассказывал о военной операции СССР в Норвегии, да и с историей собственной страны он, конечно же, был отлично знаком. Игорь Масленников же до того времени фильмов о войне не снимал, да и северные операции советских войск - тема всё-таки не столь популярная.
Оба режиссёра засели за чтение архивных документов и мемуарной литературы и просмотрели часы хроники, которой в 1944 году было снято немало. После этого начались съёмки.
Картину посвятили одному большому эпизоду из жизни военного Киркенеса. Фашисты покидают город, намереваясь взорвать почти все объекты: советские войска, которые вот-вот придут сюда должны найти лишь пустошь, ту самую выжженную землю, где нет ничего. Жителям предлагают эвакуироваться, часть соглашается, но другие уходят в шахту, где намерены ждать освобождения.
Большую часть ролей в фильме сыграли норвежские исполнители, но были там и советские актёры, правда, роли им достались небольшие. Сначала Игорь Масленников пригласил Олега Янковского и Евгения Леонова. С обоими он познакомился на съёмках предыдущей ленты «Гонщики» (1972). Олегу Янковскому достался образ разухабистого вояки, остряка, эдакого безалаберного разгильдяя, который, однако, в сложный момент оказывается способным на подвиг.
Кадр из фильма. Олег Янковский
Евгений Леонов примерил образ драматический, что с ним бывало нечасто. Масленников дал ему роль старшего лейтенанта, командира взвода, уже взрослого человека, который по-отечески опекает подчинённых.
Появились в кадре Николай Гринько и Анатолий Солоницын. Это довольно любопытно, потому что этот дуэт часто снимался у Тарковского. Кстати, Солоницыну достался персонаж отрицательный, фашистский полковник Хофмайер, беспристрастный интеллигент, без тени эмоций рассуждающий о смерти. И, надо сказать, военная форма актёру очень идёт. Кстати, при рождении Анатолий Солоницын получил немецкое имя Отто (но потом сменил его), так что роль немца-фашиста вполне можно назвать какой-то причудой судьбы.
Кадр из фильма. Анатолий Солоницын
Особо впечатляет сцена, когда Хофмайер рассказывает мэру Киркенеса, что будет с его городом. Полковник говорит, что перед уходом солдаты подорвут всё и оставят лишь старую церковь. Но дело вовсе не в любви к истории, архитектуре или религиозности. Дело в том, что люди, ушедшие в шахту, рано или поздно оттуда выйдут, даже если не придут советские военные. И первым дело они отправятся в церковь. И это будет самый подходящий момент, чтобы выслать в Киркенес зондеркоманду и окончательно зачистить территорию.
Всё это ошарашенному мэру Хофмайер вещает спокойным тихим голосом, от чего становится в разы страшнее.
Кадр из фильм. Николай Бурляев
Николаю Бурляеву режиссёр отдал роль разведчика, который фактически ценой собственной жизни спас норвежского коллегу, а сын Олега Янковского Филипп появился в эпизода как юный член семьи мэра.
Мэр, к слову, был коллаборационистом, а его жена решила остаться с народом и вопреки приказу фашистов и велению супруга отправилась в шахту с другими горожанами.
Отдельно отметим Елену Соловей, которая мелькнула буквально в двух эпизодах. Актрису, которая обычно представала на экране в образах экзальтированных дам, часто из прошлого, в ватнике и ушанке узнать не так-то просто.
Фото со съёмок. Елена Соловей
Большая часть съёмок прошла не в Норвегии, как можно было бы подумать, а совсем в другой стороне мира - в Крыму. Причина прозаична - в Норвегии было слишком холодно.
Конечно же, там отсняли часть материала, в основном, фьорды. Местные жители охотно принимали участие в массовках, тем более что среди них были те, кто видел войну собственными глазами. Но потом кинематографисты перебрались в тёплые края и обосновались на Ялтинской киностудии. Недалеко от Гурзуфа возвели декорации и оборудовали бутафорский вход в тоннель, ведущий в шахту. Крымские горные пейзажи легко сошли за норвежские, а облачённые в немецкую военную форму статисты порой даже пугали местных жителей.
Режиссёры Кнут Андерсен (слева) и Игорь Масленников (справа)
Подготовленный к прокату фильм получил название «Под каменным небом». В октябре 1974 года, как раз к годовщине показанных событий, его выпустили в прокат в Норвегии, а через год он пошёл в СССР. По воспоминаниям Игоря Масленникова, у нас картину приняли прохладно. И действительно, в сравнении с другими военными лентами тех лет, «Под каменным небом» не слишком динамичен, в нём есть некоторая шаблонность в части изображения советских военных, да и вообще акцент сделан именно на жизни горожан.
Тут надо сказать, что во время съёмок Игорь Масленников и Кнут Андерсен боролись каждый за свою линию сюжета, но всё-таки по понятным причинам приоритет отдавался норвежцам, так что эпизоды с нашими актёрами довольно куцые и явно недоработанные.
А вот в Норвегии фильм «Под каменным небом» прошёл очень хорошо и зрителям полюбился.
И причины этого тоже очевидны: история освобождения Киркенеса была им всё-таки более близка, да и очевидцы войны были ещё живы, прекрасно помнили о тех событиях и увидели в героях ленты самих себя, знакомых и родственников. Говорят даже, что норвежский король Улаф V во время премьеры прослезился (на последних минутах ленты звучит речь его отца, правившего в сороковых, в которой он благодарит СССР и призывает норвежцев к содействию).
В финале фильма горожане выходят из шахты. Над тоннелем, через который они идут, висит норвежский флаг. Но в руках одной из бывших узниц красное полотнище на древке, символизирующее флаг освободителей. Советский флаг.
А вы видели фильм «Под каменным небом»?
Отсюда
См.также:
Кино о Второй мировой войне, снятое немцами Фильм про солдата немецкого Вермахта, ставшего Героем Советского Союза Военный фильм, снятый по рассказу одного из немногих выживших Единственный в СССР военный фильм, который подвергли критике и осуждению: «Небесный тихоход» Как снимали кинотрилогию «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага»?
в Телеграм!