Конец света переносится...

Apr 20, 2023 10:08



Пропагандисты атеизма во время бесед со свидетелями Иеговы (центр организации свидетелей Иеговы, имеющий свои филиалы во многих странах мира, находится в Бруклине) часто сталкиваются с утверждением, будто их вероучение истинно, поскольку основано на откровениях, полученных Ч.Русселем и его преемниками - членами «руководящей корпорации» непосредственно от Бога. Наш корреспондент В.Харазов беседует с известным религиоведом доктором философских наук П.Л.Яроцким.

- Петр Лаврентьевич, какме убедительные с точки зрения верующего аргументы использовали бы вы в этом случае?

- Таких аргументов много. В короткой беседе их невозможно даже перечислить.

- А на чем вы остановились бы в первую очередь?

- Ну, хотя бы на бесконечных провалах «ниспосланных свыше» откровений о сроках Армагеддона. Ведь Бог, по представлениям верующих, существо совершенное, следовательно, любое «ниспосланное свыше» откровение не может изменяться, улучшаться, а уж тем более отменяться. Между тем руководители бруклинского центра свидетелей Иеговы побили все рекорды по количеству несбывшихся пророчеств.

- Но ведь верующие, особенно руководители низовых звеньев организации свидетелей Иеговы - «слуги» кружков и групп, нередко утверждают, что бруклинский центр никогда точных сроков Армагеддона не назначал, что это выдумки атеистов.

- Отнюдь! Опрометчивость бруклинского центра по части пророчеств бесспорна. И лучшее тому доказательство - литература этого центра

- A правомерно ли вообще, исходя из религиозных представлений, стараться определить срок второго пришествия? Ведь в 13 главе Евангелия от Марка говорится, что этот срок скрыт даже от Христа. Следовательно, каждый, кто пытается его вычислить, идет, с точки зрения Библии, против божьей воли

- Все это так, но искать в подобных действиях логику бесполезно.



А библейские тексты позволяют обосновать самые противоречивые положения. Кроме того, руководители бруклинского центра не очень-то с Библией и считаются. Так, например, когда многие верующие усомнились в очередном откровении, назначавшем армагеддон на 1975 год и попытались подкрепить свои сомнения ссылками на тот же текст Евангелия от Марка, бруклинские руководители в специально выпущенной брошюре «Почему обращаем взоры к 1975 году» заявили, будто им от самого Бога известен срок «конца современной системы вещей», т.е. «6000 лет истории человечества, ибо… седьмая тысяча лет - это царство божье, которое начнется без промедления после конца 6000-летнего периода господства дьявола».

- Выходит, что бруклинский центр не только указывал на 1975 год как на точную дату Армагеддона, но даже выпустил специальные брошюры,  посвященные обоснованию истинности этого утверждения, как «откровения свыше», а местные руководители свидетелей Иеговы пытаются это теперь представить как выдумку атеистов!

- Да, вы правы. Многие молодые верующие просто не знают об этой литературе. А идеологи бруклинского центра тщательно замалчивают такие провалы. Надо сказать, что кое-кто, особенно «служители», сознательно идут на обман, считая его святой ложью. Впрочем, многие ныне уже пожилые верующие знают, что само божественное откровение о «конце света» начале «царства божьего» неоднократно менялось.

- Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее

- Основатель вероучения Ч. Руссель, занявшись, подобно основоположнику адвентизма B. Миллеру и другим, вычислением «точной даты» второго пришествия Христа, в то же время обрушился на своих предшественников, или, как он их называл, «фанатичных христиан», с резкой критикой. «Адвентизм и им подобные сектантские учения, - писал он брошюре «Времена и моменты» - упустили возможность распознать как способ, так и цель второго пришествия Христа…

Их понимание цели его при- шествия сводится к тому, чтобы забрать избранных, остальных же из рода человеческого уничтожить, a затем буквально сжечь наш мир Имея такие ложные идеи, они употребляли библейские пророчества в качестве бича, запугивая которым, пытались привести людей к Богу.

Однако мир смотрел на их тщетные усилия и совершенно правильно считал их неразумными энтузиастами, ибо если есть Бог, то он, несомненно, более разумен и справедлив, нежели такие сектанты себе его представляют»

- Но ведь эту критику вполне заслужили и сами руководители центра?

- Конечно, если иметь в виду более поздний период. А тогда они выдвинули собственную концепцию, в которой преподносили библейскую эсхатологию не в виде апокалиптического светопреставления, а как «актуальное развертывание мирового исторического процесса». Он-де должен идти естественным путем и кончится торжеством царства божьего (последнее началось, как утверждал Руссель, «невидимым образам в 1874 году»). …

Что имел в виду Руссель под царством божьим! - Вся деятельность идеологов свидетелей Иеговы основана не столько на религиозно-богословском, сколько на социально - политическом комментировании Библии. Это вполне закономерно. Ведь и ранние и более поздние идеологи свидетелей Иеговы были выходцами из мелкобуржуазной среды, выражали интересы своего класса.

Модернизируя на свой лад христианское учение, идеологи «Международного общества исследователей Библии» (так вначале именовались свидетели Иеговы) понимали под божьим царством и социальной справедливостью такие реформы, которые вернули бы им утраченные права собственности и классовые привилегии.

Поэтому они провозглашали, что «тысячелетнее царство Божье», начавшееся якобы в 1874 году, «постепенно приведет весь человеческий род ко всеобщей гармонии и совершенству путем социальных реформ», суть которых в «восстановлении утраченных прав собственности».

Однако, поскольку надежды на то, что крупный капитал под влиянием «высших» сил сам пойдет на уступки в пользу своего «меньшого брата», не оправдались, вероучении и в соответствующей литературе появился прообраз Армагеддона - «время большой скорби». То есть «красная анархия», «революционный хаос», нец современной системы вещей» и так да далее.

- Как должно было это выглядеть?

- На этот вопрос лучше ответить словами Ч.Русселя. «Это будет время, - писал он в 1889 году в книге «Час настал», привлечения и наказания по заслугам всех, кто коварством, силой, иногда именем закона и под его покровительством несправедливо приобрел права собственности и капиталы других. Наказание придет от бога путем бунта народных масс».

Несмотря на то, что первые идеологи свидетелей Иеговы много говорили о грядущем «дне мщения», «большой скорби», надеялись они в основном все же на реформы, объявляя социальные завоевания пролетариата Америки и Западной Европы «плодами тысячелетнего царства Христа» свидетельством того, что капиталистический строй постепенно превращается в «царство божье на земле»,

«И хотя эти перемены… - писали они в книге «Великий юбилей мира», - ещё не привели к всеобщему возрождению человечества, однако для начала эпохи тысячелетнего царства Христа они представляют огромный социальный прогресс и приносят нашему сердцу невыразимую радость, если вспомним, что это только начало того, что в течение всего тысячелетнего царства Христа будет совершено»

- А когда в 1914 году в Европе началась первая мировая война и миллионы людей гибли на полях сражений, Руссель по-прежнему все это именовал царством божьим…

- Здесь, конечно, получилась, как говорится, неувязка. Мировая война явно не вписывалась в рамки царства божьего, да и назревавшая социальная революция тоже выходила за пределы, отведенные ей «временем большой скорби». И в 1916 году Ч.Руссель признал, что многое из провозглашенного ранее оказалось ошибочным.

Тем не менее в предисловии к новому изданию книги «Час настал» он заявил, что «социальный прогресс человечества за последние сорок лет несомненно нас убеждает, что мы вошли уже тысячелетнее царство Христа, соответствующее библейским пророчествам». Более того, пытаясь сохранить главную доктрину о развитии царства божьего на земле с 1874 года, Руссель там же писал, что «мир вошел в Великий Седьмой день.

Поэтому считаем богодухновенной истиной тот факт, что начавшийся бурный всеохватывающий прогресс во всех областях жизнедеятельности человечества является первой фазой царства божьего на земле.

- То есть в 1916 году Руссель считал, что мир движется по пути социального прогресса и на земле уже началось царство божье. А его преемники сегодня утверждают, что с 1914 года наступил регресс, царство божье начнется только в будущем, после Армагеддона, так?

- Да, Руссель, указывая на 1914 год как на конец времен язычников», имел в виду нечто совсем иное, чем его современные коллеги, именно: «Окончательный конец царств этого мира и полное установление царства божьего на земле совершится в 1914 году», «времена язычников окончатся в 1914 году, то есть в этом году государственная политическая власть царств этого мира будет ликвидирована».

После того как 1914 году ни крушения мировых государств, ни установления всевластия царства божьего на земле не произошло, бруклинские «теоретики» вынуждены были скорректировать «божественный план и перенести все события на 1918 год. Однако и в 1918 году никаких признаков воплощения «божественного плана» тоже не удалось обнаружить. Тогда его вновь перенесли, теперь уже на 1925 год

- Почему именно 1914 год считается теперь началом регресса человечества?

- Как известно, первая мировая война резко обострила противоречия, присущие империализму. Октябрь 1917 года положил начало новой исторической эпохи - эпохи перехода от капитализма к социализму, эпохи крушения частнособственнических, капиталистических отношений. Вот почему первая мировая война и стала точкой отсчета начала «социального регресса».

«Выстрел, который 28 июня 1914 г. раздался в Сараево, сокрушил мир безопасности и творческого разума… Прекрасный, спокойный, развлекательный мир пришел к своему концу», - так оплакивают руководители бруклинского центра брошюре «Мир и безопасность - откуда!» времена безраздельного господства капиталистической системы.

- Заявляя о политическом идеологическом «нейтрализме» своего вероучения, руководители бруклинского центра, однако, не скрывают своих симпатий к капиталистическому строю и антипатии к социалистическому…

- Более того, не упускают случая разделить народы и государства мира по двум признакам: «традиционные демократические формы, стабилизировавшие жизнь и положение людей на земле», то есть правительства стран капиталистической системы, и «радикальные, революционные, коммунистические правительства, вызвавшие нестабильность, хаос, беспокойство в мире»!

- Как сегодня представляют себе Армагеддон руководители бруклинского центра?

- Вначале, как мы говорили, руководители бруклинского центра утверждали: царство божье началось в 1874 году, критиковали «фанатичных христиан» за их представления о втором пришествии Христа. Однако затем последовала полоса провалов, пророчества не сбывались, и, пытаясь найти выход из кризиса, идеологи вероучения сами стали на позиции «фанатичных христиан», начали проповедовать практически те же самые и ложные идеи, которые прежде резко критиковали.



Постепенно под Армагеддоном стала подразумеваться битва бога Иеговы с Сатаной, в пламени которой погибнет все человечество, кроме, разумеется, свидетелей Иеговы. Армагеддон назначался на 1914, 1925 годы и т.д. В 1941 году журнал «Башня стражи» в статье «Пророчество Даниила» писал, что «нынешняя война будет окончательно завершена лишь в Армагеддоне».



В 1943 году срок был вновь перенесен. «Армагаддон начнется, - писал тот же журнал в статье «Борьба за свободу на домашнем фронте», когда послевоенный мир будет окончательно восстановлен». B тот период конец света много раз назначался и столько же раз переносился на более поздний, но всегда короткий срок. «Не разрешай вкрадываться в твою голову атеистической мысли, раздумывая, что конец придет через несколько лет.

Такой способ мышления дьявольский. Помни, - писал автор реферата «Перед лицом враждебных атак», что стоим на пороге Армагеддона». Однако уже в преддверии очередного Армагеддона, назначенного на октябрь 1975 года, в апрельском номере журнала «Сторожевая башня» трактовку Армагеддона изменили:

«Армагеддон означает кульминационную точку мировых проблем, для разрешения которых политические руководители объединено выступают против бога, требуя, чтобы и бог выступил против них согласно своему плану. Таким образом, будущее мира решится результате столкновения одной стороны с другой». Соответственно оценивается и политическое положение мире.
Утверждение экономической и социально-политической независимости, защита государственного суверенитета в бруклинском толковании становятся вызовом универсальному божественному суверенитету Иеговы и его праву господства над миром.
Эти правомерные действия независимых народов отождествляются с провоцированием ими Армагеддона.

«Они провоцируют эту войну Армагеддон, защищая свое политическое господство, употребляя для этого даже силу», - писал журнал «Сторожевая башня». Как видим, в новой интерпретации на место Сатаны, который, как это утверждалось ранее, должен выступить центральной фигурой Армагеддона, поставлены защищающие свой суверенитет и независимость народы.

Именно их бруклинские идеологи стремятся противопоставить богу. Это существенный момент новой, полностью политизированной бруклинской интерпретации Армагеддона. Такое откровение на многих рядовых верующих действует, прямо скажем, ошеломляюще и в конце концов отрезвляет их.

- Идеологи бруклинского центра свидетелей Иеговы не раз и не два назначали точные даты Армагеддона. Но пророчество на октябрь 1975 года рекламировалось особенно широко. С чем это связано?

- Во-первых, в 1975 году, по подсчетам бруклинских «теоретиков», истекали шесть тысяч лет человеческой истории. А во-вторых, в октябрьском номере «Сторожевой башни» за 1972 год в связи с этими вычислениями был запущен в оборот провокационный тезис: «В радикальном лагере утверждают, что к концу 1975 года они весь мир сделают коммунистическим. Однако блок народов демократического лагеря решительно выступает против такого развития событий».

«Демократическим лагерем» идеологи бруклинского центра именуют, разумеется, капиталистические страны. Таким образом по прогнозам руководства свидетелей Иеговы «шеститысячелетняя история человечества» должна была закончиться в 1975 г. «решающей войной». Громкая реклама очередного пророчества привела к столь же громкому провалу.

В 1975 году я встречал «конец света» в далеком сибирском селе Яркино и убедился, что многие верующие отнеслись к бруклинскому откровению весьма скептически. Правда, кое-кто из свидетелей Иеговы весной не стал в обычные сроки сажать огород, отказался от покосов, но «слуги» быстро поправили своих наиболее легковерных «братьев».

Оно и понятно - ведь выкручиваться после очередного провала приходится в первую очередь местным руководителям свидетелей Иеговы. Пытаясь как-то сгладить впечатление от очередного конфуза, именно они стали распространять слухи том, что это, дескать, сами атеисты сочинили сказки о пророчествах, которые на самом деле никто и не провозглашал…
И последний вопрос: как сейчас относятся к Армагеддону и к предсказаниям бруклинского центра свидетели Иеговы СССР?

- Опросы, проведенные в разных регионах страны, дали такую картину:
6,2 % опрошенных верующих признают, что бруклинские пророки ошибались;
5,6 % считают, что они не имели божественного откровения;
6,1% думают, что делалось это для поддержания угасающей веры;
37,8% заявили, что им неизвестны такие пророчества;
1,8% считают, что Армагеддон будет в одном из последующих годов;
8,6 считают, что нынешнее поколение будет свидетелем Армагеддона;
44,2% ответили, что никому не известно, когда он будет;
6,8% считают, что его никогда не будет;
7,4 процента не ответили на вопрос.

Как видите, ответы весьма разнообразны. Их сумма превышает 100 процентов. Это объясняется тем, что многие дали несколько вариантов ответа. Как мне представляется, те категории верующих, мнение которых о главном догмате зафиксировано в ответах:

«Мне неизвестно, чтобы когда-либо назначались точные даты Армагеддона» и «Неизвестно, когда он будет», - представляют наибольший интерес для атеистов, ведущих индивидуальную работу со свидетелями Иеговы. Эти верующие в силу различных причин, часто просто следуя здравому смыслу, скептически восприняли эсхатологические и экстремистские моменты вероучения.

Критикуя «фанатичных христиан», идеологи бруклинского центра писали, что те пытаются приспособить библейские пророчества к современным сложным понятиям и верованиям и это в конце концов ведет их к «постоянным просчетам, натяжкам, мошенничеству и переделкам в зависимости от обстоятельств и степени бестактности того или иного богослова или проповедника»

Собственную же интерпретацию Библии Бруклине объявляют свободной от «консервативного догматизма» «умерщаляющего буквализма» и безапелляционно утверждают в одном из своих изданий, что «пророчества и их социально-политические прообразы, которые здесь представлены и которые еще будут обсуждаться, абсолютно верны, нерушимы и никогда не будут подвергаться каким-либо натяжкам или переделкам». Однако и натяжки и переделки следуют одна за другой.

- Итак, конец света снова переносится!

Советуем прочитать:
Коник B. Истоки ложных пророчеств. «Наука и религия», 1975, №3
Коник В. Провалы ложных пророчеств, «Наука и религия», 1975, №4
Еще раз о крахе ложных пророчеств. «Наука и религия», 1976, №8
Коник В. Иллюзии свидетелей Иеговы. М.,Политиздат, 1981


Яроцкий П. Кризис иеговизма. Киев, «Наукова думка», 1979
Яроцкий П. Эволюция современного иеговизма. Киев, «Наукова думка», 1981



Наука и религия №4, 1986

восьмидесятые, литература, религия

Previous post Next post
Up