Демонстрация молодежи в ФРГ. На плакатах лозунги: «Свободу работать по профессии!», «Защищайте права человека!»
***
О чем писали русские газеты и журналы в марте 1876 года
Всякий раз, как только зайдет речь о нашем духовенстве, приходится выслушивать множество сетований, жалоб и неудовольствий. Жалобы эти касаются представителей нашего духовенства именно потому, что эти последние не удовлетворяют своему назначению. Одною из самых важных причин является, конечно, образование, а стало быть, и состояние наших духовных учебных заведений…
Духовные семинарии клеймят своею печатью воспитанников так сильно, что эта печать остается на человеке на всю жизнь, хотя бы этот человек находился впоследствии и в благоприятных условиях, способствующих возрождению к новой жизни. Громадные средства, затрачиваемые обществом и государством на духовное образование, не достигают цели.
В смысле жизненности духовные семинарии не выдерживают, что называется, самой снисходительной критики. В них-то главным образом и начинается та вредная изолированность, которая coставляет вообще мрачную сторону нашего духовно-учебного дела…
У нас родитель отдает в семинарию ребенка 10-12 лет и таким образом сам определяет его призвание, совершенно забывая, что в призвании самое важное значение имеет самоопределение.
В силу существующего у нас подобного странного обычая нередко приходится наблюдать весьма прискорбные факты. Когда юноша начинает входить в более или менее зрелый возраст, когда у него составляется свой собственный взгляд на вещи, то он начинает терзаться и мучиться тем призванием, которое так заблаговременно и так легкомысленно навязал ему его отец.
Он чувствует, что вся его карьера и деятельность испорчена и что в продолжение целой жизни ему суждено быть не на своем, а на чужом месте - делать не свое, а чужое, ему противное дело…
Между тем всякому духовному деятелю тотчас же по окончании курса придется стать лицом к лицу с жизнью - придется столкнуться с людьми самых противоположных воззрений и стремлений, а он знает только выводы богословских наук и ведает жизнь настолько же, насколько любая институтка.
Что же за деятель выйдет из него, если школа и образование не дали ему ни малейшего понятия о жизни, в которой ему придется действовать, о людях, на которых ему по обязанности придется влиять? Состояние нашего духовенства и есть ответ на вопрос…
Недостаток интеллектуального и даже нравственного развития, полнейшее равнодушие, а подчас и презрение тех людей, которыми нужно руководить в их нравственной жизни, неудовлетворенность, направленная на самого себя, стремление забыться и скрыться от себя, выражающееся в предосудительном поведении, - все это такие явления, на которые нужно смотреть как на неизбежное следствие воспитания и образования.
Молва, 1876. Наука и религия 1976