ИЖ "Юпитер-3": ретро-байк начального уровня

Feb 19, 2023 09:47





Разработкой первого послевоенного дорожного ижевского мотоцикла с двухцилиндровым двигателем конструкторы местного машиностроительного завода занимались в 1957-1958 годах. Изначально модели присвоили индекс «Иж-58», но на рынок она вышла под маркой «Юпитер».

Первая промышленная партия из 300 экземпляров «Иж Юпитер-3К» была выпущена в 1970 году. Литера «К» в названии мотоцикла означала, что он был оснащен коляской. Третье поколение двухцилиндровых мотоциклов популярной серии «Юпитер» от Ижевского машиностроительного завода выпускалось с 1971 по 1981 годы - всё так же, в двух основных вариантах исполнения: «одиночка» и «с коляской».


Производитель всё же прислушался к отзывам потребителей и постарался максимально устранить технические недоработки и конструктивные. Модель оказалась очень удачной - как внешне, так и по техническим характеристикам.

Мотоцикл стал выглядеть более современно - вполне в духе 1970-х годов: топливный бак обрёл новые формы, характерный именно для этого поколения; грязезащитные щитки уменьшились в размерах - перестали быть такими массивными.


Двигатель серьёзно модернизировали - его мощность возросла более чем на 30%, соответственно, и максимальная скорость увеличилась, но в гораздо меньшей пропорции.

В третьем поколении ИЖ «Юпитер» наконец перестал быть «эталоном ненадёжности» - модель наконец-то довели до ума. Мотоцикл стал больше приспособлен для сельском местности и езды на низких оборотах. Новая конструкция цилиндров и веерообразные рёбра на корпусе двигателя - позволили поднять эффективность охлаждения.


Модели мотоциклов «Иж Планета-3», а также «Иж Юпитер-3» получили государственный знак качества СССР, и в 1975 году их выпускали уже по 250 тысяч единиц в год. Производство «колясочных» мотоциклов со временем начало существенно превалировать. Если в 1972 году было выпущено 84 570 «Иж Юпитер-3К» и 63 355 «Иж Юпитер-3», то в 1978 году это соотношение изменилось кардинально: на 171 390 «колясочных» мотоциклов приходилось всего 9 692 «одиночки».

На третьей модели «Юпитера» установили мотор К-36Д. Единственным слабым местом у него являлась контактная система зажигания. Максимальная скорость модели без бокового прицепа составляла 120 км/ч, а средний расход топлива варьировался в пределах от 3,5 до 4,0 литров на 100 км.


18-литрового бензобака хватало на 400-500 км пути. В качестве топлива использовалась смесь 76-го бензина с маслом. Сухой вес мотоцикла составил 162 кг. Переднее и заднее колеса были снабжены одинаковыми шинами. В 1976 году розничная цена «ИЖ-Планеты-3-01» - 750 рублей, «ИЖ-Юпитера-3-01» - 847 рублей, «ИЖ-Юпитера-ЗК-01» с коляской - 1147 рублей.

Мoдификaции мoтoциклa: Иж Плaнeтa 3 (1971-1977). Caмaя пeрвaя вeрcия.
Иж Плaнeтa 3-01 (1977-1981). Oтличaeтcя другими зaдними aмoртизaтoрaми (пoявилacь вoзмoжнocть рeгулирoвки прeднaтяжeния). Дoрaбoтaн мoтoр (нa 2 л.c. вырocлa мoщнocть), уcтaнoвлeн нoвый кaрбюрaтoр К62И. В чиcлe другиx измeнeний мoжнo упoмянуть нoвыe глушитeли и зaднюю фaру.
Иж Плaнeтa 3-02 (1981-1985). Были oбнoвлён бeнзoбaк, грязeвыe щитки, cидeньe и рулeвыe oргaны упрaвлeния. Вcё этo пoзaимcтвoвaли у Плaнeты-4, кoтoрaя тoгдa ужe выпуcкaлacь пaрaллeльнo.




Технические характеристикиДвигатель - двухцилиндровый двухтактный с воздушным охлаждением:
рабочий объём - 347 см³
максимальная мощность - 25 л.с.

Система запуска - кикстартер
Система питания - карбюраторная (один)
Система смазки - совместно с топливом
Объем бака - 18 литров

Трансмиссия:
сцепление - многодисковое
коробка передач - механическая (4-ступенчатая) с ножным переключением
привод - цепной

Максимальная скорость - 120 км/ч

Расход топлива (при скорости 60 км/ч) - 4,5 литра на 100 км пути

Габаритные размеры:
длина - 2 170 мм
ширина - 780 мм
высота - 1 175 мм
колесная база - 1 430 мм
Дорожный просвет - 135 мм
Сухой вес - 162 кг

КСТАТИ: в 2014 году в Черкасской области на Украине была найдена "капсула времени" - «Иж Юпитер-3» заводской коробке абсолютно новый и ни разу не ездивший по дорогам общего пользования. Мотоцикл сошел с конвейера Ижевского мотозавода в далеком 1976-м году. В сарае мотоцикл и простоял аж до 2014-го года, когда внук владельца ( Сука! Почему он, а не Я!) решил все-таки достать из под завалов хлама советскую технику, которая за 38 лет уже успела стать раритетом. А тем более в таком состоянии!

image Click to view



ссср, технологии, статья, авто, техника

Previous post Next post
Up