Безумный план Третьей Мировой: «горизонтальная эскалация» - «глобальный конфликт» - «затяжная война»

Jan 21, 2023 17:03



7-й (Оттавский) саммит G7 проходил в Монтебелло с 20 по 21 июля 1981

Торговля в качестве дубины. Приход к власти администрации Рейгана знаменовал собой торжество ставки на силу не только во внешнеполитической области, но и в сфере, где, казалось бы, превалируют практические, деловые интересы американского бизнеса. Имеются в виду внешнеэкономические взаимоотношения США с социалистическими странами, и прежде всего СССР.

Журнал «Форин афферс» прямо констатировал c в начале 1982 года: произошел «почти полный поворот» в подходе США к торговле с Советским Союзом. Если ранее, по словам журнала, США смотрели на эту торговлю как на «один из ключей, если не главный ключ, к достижению политической договоренности с Москвой», то ныне, мол, они рассматривают ее как средство «карательных санкций».

Как и следовало ожидать, члены комитета выступили в рядах застрельщиков и наиболее активных участников подобного «поворота». С осени 1978 года в Совете по международным отношениям работала специальная группа, изучавшая номинально вопрос о роли Советского Союза в мировой экономике. «Переосмысливание проблемы торговли и платежей» с СССР - такова была уже более прозаичная тема одного из ее заседаний.

Смысл деятельности группы раскрылся, когда один из ее участников, Р.Вернон, опубликовал летом 1979 года в журнале «Форин афферс» статью под символичным заголовком «Хрупкие основы торговли Восток - Запад». Призывая к свертыванию торговых отношений, автор в качестве оправдания выдвигал тезис о том, что Советский Союз получает от нее «непропорциональные» выгоды, поскольку, мол, «социальный выигрыш» СССР значительно больше «частного выигрыша» отдельных американских компаний, которые к тому же конкурируют друг с другом, а СССР способен проводить централизованную линию.

Легко заметить, что в «вину» Советскому Союзу вменялись, таким образом, преимущества, вытекающие из его социалистического общественного строя, монополии внешней торговли. Появились в США и такие исследования торговли Восток - Запад, которые уже совсем обнаженно излагали расчеты американского империализма использовать, в частности, импорт Советским Союзом американской технологии для подрыва его экономики.

По их замыслам, импорт СССР этой технологии мог бы «служить в качестве костылей, от которых пациент становится настолько зависимым, что не может уже их отбросить и идти без их помощи». Но Советский Союз не попал в опасную ловушку. Из этого опять-таки делался вывод о необходимости свертывания торговли.

Осознание собственного бессилия вызывало все большую озлобленность соответствующих кругов в США, и администрация Рейгана уже через несколько месяцев после прихода к власти поставила подрыв торговли с Советским Союзом на плановую основу. Однако первая ее попытка заставить и союзников США вступить на путь превращения торгово-экономических связей с СССР в орудие «холодной войны», предпринятая на совещании «в верхах» семи западных стран в Оттаве в июле 1981 года, не увенчалась успехом.

Кстати, на предшествовавшем оттавской встрече заседании Совета национальной безопасности США Пентагон предложил оказать грубый нажим на союзников с целью вынудить их идти в фарватере Вашингтона. Предлагавшиеся им средства были настолько бесцеремонными, что вызвали замешательство у большинства участников заседания.

Единственно, кто из них оказал полную поддержку линии Пентагона, были У.Кейси и Дж.Киркпатрик, то есть два члена «Комитета по существующей опасности». Неудача в Оттаве не смутила американскую администрацию, которая предприняла очередное давление на союзников.

В январе 1982 года в Западную Европу была направлена специальная американская делегация с заданием добиться свертывания торговли Восток - Запад. Ее возглавлял Дж.Бакли, а вторым, наиболее влиятельным лицом был Ф.Икле. В марте 1982 года последовала еще одна поездка делегации Бакли-Икле по западноевропейским столицам на этот раз для пропагандирования «возможных новых экономических санкций» против Советского Союза.

На деле речь шла о блокировании строительства газопровода Уренгой - Западная Европа, об аннулировании западных кредитов СССР. Беззастенчивый нажим и шантаж из-за океана не возымели действия. Западноевропейские страны, заинтересованные в строительстве газопровода, отвергли домогательства американской администрации.

Ей пришлось дать задний ход и скрепя сердце отменить «санкции». В «важном стратегическом вопросе» до конца века, как Вашингтон официально именовал свою подрывную акцию, он потерпел серьезное политическое поражение. Воинствующие антисоветские силы в рядах американской администрации, однако, не сложили оружия и ожесточенно стараются изменить сам характер торговых отношений Запада с Советским Соювом.

Если официальным девизом Всемирной выставки 1964-1965 годов в Нью-Йорке были слова «Мир посредством торговли», то администрация Рейгана, по существу, выдвинула лозунг торгово-экономической войны против мира социализма.

Курс на увековечение войн
Сердцевиной «новой военной стратегии» администрации Рейгана стал курс на «прямое противоборство» между США и СССР в глобальном и региональном масштабах. Одной составной его частью является концепция «активного противодействия» с помощью многовариантного использования стратегических ядерных средств. Другой - концепция «географической эскалации».

Газета «Нью-Йорк таймс» отмечала, что существо концепции «географической», или, как она еще именуется, «горизонтальной», эскалации состоит в следующем: «Американские вооруженные силы должны быть готовы под прикрытием возрожденных средств ядерного сдерживания сражаться обычным оружием в затяжном всемирном конфликте».

В этом отношении стратегическая доктрина администрации Рейгана прямо обязана двум членам «Комитета по существующей опасности», осевшим на руководящих постах в Пентагоне, - Ф.Икле и Дж.Леману. Первого из них газета «Вашингтон пост» назвала «интеллектуальным патроном» идеи «затяжной войны».



Фред Икле (1924 - 2011). Икле приписывают ключевую роль в увеличении помощи США антисоветским повстанцам во время советско-афганской войны. Он успешно предложил и продвинул идею снабжения повстанцев Стингерами, преодолев противодействие ЦРУ.

Действительно, еще в середине 1980 года, будучи советником кандидата на пост президента Р.Рейгана, Икле впервые выступил с тезисом, что США должны обязательно превратить конфронтацию с Советским Союзом в «длительный» военный конфликт, в ходе которого они получат возможность и время для постановки производства военной продукции на массовую основу.

При этом, подчеркивал Икле, США не могут допускать «пассивного и безразличного отношения к политическому цвету карты мира», а должны сохранять «перевес безопасности в территории и ресурсах» сразу «во многих районах мира». Таков был циничный рецепт для начала силового противоборства с СССР, прежде всего для «наведения порядка» в «тылах» американских военных построений по всему периметру намечаемого глобального столкновения.

Именно в этих целях ключевую роль должен был, по мнению Ф.Икле, сыграть военно-морской флот США. И не случайно его новый министр Дж.Леман, что называется, с ходу заявил о необходимости для США добиваться «военно-морского превосходства». Планы американского империализма на безудержную гонку вооружений стали быстро обрастать плотью.

Было объявлено, что военно-морской флот США будет расширен на треть, а число боевых судов доведено до 600. В милитаристском азарте Леман заявил корреспондентам, что он вообще «закупорит советский флот», чтобы тот не мешал его операциям. Одновременно разрабатывались схемы, согласно которым в первый год войны с Советским Союзом США («как в войне в Корее») удвоят или утроят производство военной продукции, а через три года («как в годы второй мировой войны») увеличат его в восемь раз.

По другим расчетам предполагалось, развязав «затяжную войну» с СССР и миром социализма в целом, увеличить американский бюджет втрое и направить на цели такой войны половину валового национального продукта страны. К весне 1982 года весь данный план уже распределялся на три конкретных этапа: «горизонтальная эскалация» - «глобальный конфликт» - «затяжная война».

Только на подготовку к его осуществлению, по собственным подсчетам Пентагона, требовалось ассигновать в дополнение к уже запланированным администрацией Рейгана на пять лет беспрецедентным военным расходам в 1600 миллиардов долларов еще 750 миллиардов. Подобные установки уже не просто безответственность. Это даже не «балансирование на грани войны». Это безумная ставка на мировую войну.

«Ястребы» переходят в атаку
Свив себе гнездо у вершин официальной власти в Вашингтоне и взяв курс на тотальную конфронтацию с миром социализма, «ястребы» антиразрядки и милитаризма ревниво следят за тем, чтобы политика США с каждым днем становилась все более агрессивной. Они высказывают открытое недовольство любыми сбоями на этом пути.

С весны 1981 года, наращивая свои усилия, члены «Комитета по существующей опасности» начали генеральное наступление изнутри и извне администрации за реализацию своих авантюристических планов. Р. Перл, например, открыто провозгласил, что в отношениях с Советским Союзом политика разрядки «была неверной политикой тогда, является неверной теперь, и это вообще не наша политика».

P.Пайпс ратует уже за практическую подготовку к ядерной войне, вероятность которой, по его словам, достигла 40 процентов. Ф.Икле, выступая перед одной из сенатских комиссий, сделал упор на то, что увеличение военных расходов США должно быть «значительно более крутым, чем это предлагает сейчас администрация».

«Комитет по существующей опасности» усилил давление на администрацию и извне. По словам Ю. Ростоу, деятельность комитета нацелена теперь не только на то, чтобы поддерживать администрацию на милитаристском пути вообще, но и на то, чтобы «отшлепать» ее, «если она того заслужит» своим недостаточным рвением в этом отношении.

Так, в марте 1982 года комитет заявил, что военные расходы США являются только «минимальными» и поэтому должны быть резко увеличены. Вслед за этим в мае был предпринят решающий ход. На страницах газеты «Нью-Йорк таймс» Н.Подгорец опубликовал пространную статью «Терзания неоконсерваторов в связи с внешней политикой Рейгана».

В ней содержалась резкая критика администрации за то, что та все еще не добилась размещения «американских сухопутных войск» в Персидском заливе, позволила «вынудить себя к обороне в Центральной Америке» и, главное, недостаточно, мол, энергично осуществляет конфронтацию с Советским Союзом, Заявив, что «неоконсерваторы» находятся от всего этого «в состоянии почти политического отчаяния».



Норман Подгорец (род. в 1930) - один из первых, кто подписал «Заявление о принципах» Проекта нового американского века, основанного в 1997 году. В 1998 году эта организация направила Клинтону письмо, призывая к свержению Саддама Хусейна

Подгорец выразил «надежду на чудо» - на то, что администрация Рейгана «скорректирует» свои «ошибки». Узнав о статье, президент Рейган лично позвонил автору, заверив его, что американская политика не политика разрядки. Впрочем, это было только начало нового опасного зигзага в курсе официального Вашингтона под нажимом экстремистских сил.

8 июня в Лондоне, а 17 июня в ООН президент США выступил с речами, основным направлением которых стал разнузданный антисоветизм. Но «ястребам» уже было мало и этого. Они стремились по горячим следам оказать дальнейшее давление на администрацию. Одной из их целей стал государственный секретарь А.Хейг.

В середине июня 1982 года Дж. Уилл опубликовал в журнале «Ньюсуик» статью о необходимости бороться с «ползучим хейгизмом», а где-то 18 июня в Вашингтоне состоялась решающая для Хейга встреча с представителями правых сил. На ней присутствовали не только лидеры «неоконсерваторов» и члены «Комитета по существующей опасности» (Н.Подгорец, И.Кристол, М.Новак), но и один из руководителей крайне правых, Р.Вигуери.

Как сообщалось в прессе, на встрече была достигнута «единогласная договоренность»: Хейг должен уйти. Через неделю он подал в отставку. Примечательно, что на смену Хейгу пришел один из основателей «Комитета по существующей опасности» - Дж. Шульц, который назначил своим заместителем другого члена комитета - A.Уоллиса.

Вместе с тем, как показывают факты, в рядах самих членов комитета нет полного единодушия по проблемам внешнеполитического курса США. Это нашло наглядное проявление в уходе с поста директора агентства по контролю над вооружениями и разоружению Ю.Ростоу, бывшего в числе главных инициаторов создания комитета.

Нынешняя ситуация, когда у власти в США находятся круги, безудержная авантюристичность которых, казалось бы, должна была сделать недопустимой даже самую мысль об их появлении у государственного руля ведущей капиталистической державы, является в ядерный век не только опасной, но и глубоко противоестественной.

Идеалы людоедов не могут, по понятным причинам, привлекать добровольных сторонников. Простым американцам становится все яснее, что единственная открываемая патологическими антисоветчиками «перспектива» - это пламя всеуничтожающего ядерного конфликта.

Самоубийственное жонглирование возможностью развязывания ядерной войны дает обратный эффект, вызывает тревогу и осуждение в широких кругах американской общественности. Как признает крупный американский обозреватель Дж.Рестон, в США на этом фоне начались такие «важные дебаты» в общенациональном масштабе, которых там не было за последние минимум полвека.

Сила разума или сила мускулов, укрепление мира или ядерная катастрофа - вот сущность развернувшейся сейчас в США дискуссии. В ней впервые в истории этой страны принимают участие миллионы. И симпатии рядовых американцев не на стороне тех, кто из кресел администрации размахивает над их головами, над всем миром ядерными бомбами.

Р. Овинников. Внимание: «ястребы»! «Коммунист» № 2, 1983

холодная война, литература

Previous post Next post
Up