Конец XIX и начало XX века практически во всем мире отличался резкими экономическими и политическими проявлениями, так или иначе получившими свое отражение в модернизации военного дела того времени. Эта стезя не миновала Имперский Китай, и хотя многие аспекты реформ подробно рассмотрены в западной литературе, осталось достаточно много интересного, что не только у нас, но и в современном Китае освещено в минимальной мере. Например, есть очень интересная тема: организация "туземных соединений" в рамках иностранных концессий на территории Цинского Китая.
Концессия Вэйхайвэй, «предписанный арендованный специальный участок»,
самый восточный конец полуострова Шаньдун, площадью около 285 квадратных миль.В 1898 году Германия и Россия последовательно арендовали базы в Циндао и Порт-Артуре. Чтобы защитить интересы Соединенного Королевства в этом регионе в марте 1898 года англичане, в свою очередь, решили претендовать на Вэйхайвэй ( 威海卫 ), хорошо укрепленную базу китайского флота, которая и была успешно сдана Цинской администрацией им в аренду и стала важной британской военно-морской базой на Дальнем Востоке.
Однако собственных сил для защиты категорически не хватало - слишком велика на тот момент их колониальная империя. Британцы решили скопировать опыт Индии: нанять уроженцев Вейхая, сформировать наемников для защиты своей военно-морской базы, и 1 июля 1898 года в Пекине были подписаны китайско-британские «Особые положения об аренде Вэйхайвэя».
Флаг концессии Вэйхайвэй.Основное содержание «Особого положения об аренде Вэйхайвэя» заключается в следующем:
1. Китай сдает в аренду Вэйхайвэй и близлежащие морские территории (включая острова в заливе и 10 миль вдоль побережья залива) Великобритании на тот же срок аренды, что и на период, когда Россия находится в Порт-Артуре.
2. Арендованная земля находится под юрисдикцией Соединенного Королевства, но китайские военные корабли могут швартоваться в порту Вэйхай.
3. Соединенное Королевство может строить укрепления вдоль побережья в пределах арендованной территории, размещать солдат или устанавливать дополнительные методы защиты.
Эти особые положения облегчили Великобритании развитие важной военной базы в северном Китае.
Вэйхайвэй и Порт-Артур когда-то были базами военно-морского флота Бэйян (китайцы недавно выпустили великолепный сериал про него, и он уже есть в инете с русской озвучкой). Они расположены у северного и южного входа Бохайский залив и через него обращены друг к другу. Они являются фактически воротами для защиты Пекина и Северного Китая. Базы попали в руки России и Великобритании, и стали важными военно-морскими базами двух стран.
Первоначально при формировании в 1898 году полк из Вэйхайвэй носил синюю форму с головным убором в китайском стиле и белые гетры. К 1900 году на смену пришли черный тюрбан, темно-сине-серый (почти чёрный) китель, бриджи и обмотки. Шинель была двубортной с двумя рядами латунных пуговиц. Для повседневной службы ввели форму цвета хаки с соломенной шляпой с широкими полями по образцу той, которую носили в то время в Королевском флоте. Вторым (после тюрбана) важным отличительным символом полка был красный пояс, который носили как с синей формой, так и с хаки.
Летняя униформа Итак, 1-й Китайский полк был сформирован в 1898 году из солдат провинции Шаньдун во главе с британскими офицерами, и к 1900 году полк насчитывал 420 человек, разбитых на семь рот. Командиром был назначен майор Гамильтон Сент-Клер Бауэр, которому по такому случаю повысили звание.
Сэр Гамильтон Бауэр (1858 - 1940) более известен благодаря т.н. "Рукописи Бауэра", это случайно купленный им в Синьцзяне сборник санскритских текстов конца V или начала VI века, который не только сделал известным науке того времени древний индийский медицинский трактат Наванитака, но и существование буддийской цивилизации в Китайском Туркестане. На тот момент это была самая старая индийская письменная книга. Эта находка в свою очередь привела к отправке в тот регион ряда европейских экспедиций, в том числе обнаруживших знаменитые рукописи Дуньхуана. А еще сэр Гамильтон Бауэр опубликовал "Дневник путешествия по Тибету", за этот отчет он в 1894 году получил золотую медаль Королевского географического общества.
Гамильтон Сент-Клер Бауэр В рамках китайской военной структуры того времени подразделение именовалось Хуаюнин ( 华勇营 ) или "лагерь Хуа Юн", так как не относилось ни к Восьмизнаменной армии, ни к китайским Зеленым штандартам. Китайские этнические военные соединения при Цинах были двух разных типов.
Первый тип «бин» ( 兵 ) - это регулярная армия. Их обучение, командование и военные выплаты организуются администрацией Цин. Они командуют и подчиняются инструкциям своего начальства.
Смена караула у входа в госпиталь лагеря Хуаюн в Вэйхайвэе.Второй тип «юн» ( 勇 ) относится к местным полкам, сформированным на местном уровне и несут ответственность за местную общественную безопасность, то есть служат помещикам, шэньши и т. д. Их военное снаряжение и оружие, оплата и содержание предоставляются классом местных землевладельцев, а не государством.
Все офицеры в полку были британцами, и отбирались на конкурсной основе, обычно из других колоний.Так называемый 1-ий китайский полк организован британцами в Шаньдуне для обеспечения безопасности концессии, соответственно его и относили к войскам «юн» ( 勇 ). Любопытно также само английское название, на тот момент уже был Гонконгский полк, он и в перечне британских частей указан в списке раньше. Логично было бы назвать "лагерь Хуа Юн" по аналогии Вэйхавэйским полком, но возможно планировалось расширение концессии, а с ней и развитие китайских подразделений? К сожалению, неизвестно.
Поскольку у китайцев было широко распространено мнение, что "хорошие люди не идут в солдаты", сразу возникли проблемы с вербовкой личного состава. Постепенное и неоднократное увеличение предлагаемой оплаты не помогло. Тогда, подумав, британцы перенесли фокус вербовки с местных крестьян на отставных офицеров и солдат цинской армии, что дало моментальный эффект. Эти ветераны по любому сражались лучше, чем крестьяне, были более развиты физически и дисциплинированы, у многих не было семей и они были готовы служить за деньги в любое время.
В лагере, однако, было жесткое расписание - две обязательные тренировки в день, причем упор делался на огневую подготовку, бег и преодоление препятствий.
Хотя солдаты полка набирались в Китае, но ряд сержантов и все офицеры в звании от лейтенанта отбирались на конкурсной основе из регулярной британской армии. Британские офицеры и сержанты обучали китайских солдат по уставам своей армии того времени, вооружением они соответствовали британским частям - основу вооружения составляли винтовки Мартини-Генри и самый передовой на то время станковый пулемет Максим.
Фото английских частей с 12 pr 6 cwt BL, это облегченная версия 12-ти фунтового орудия, разработанная в 1892 году.
Такие использовались и в 1-ом китайском полку. Было выведено из употребления на британской службе после
приобретения в 1901 году современной скорострельной трехдюймовки Ehrhardt QF. Не удивительно, что военная мощь и выучка 1-го Китайского полка значительно превосходила имперские части. Ежегодное содержание полка составляла 30 000 фунтов стерлингов. Поэтому различие было не только в снаряжении и вооружении. В отличие от китайской армии, которая использовала рис в качестве основного пищевого продукта, "лагерь Хуа Юн" питался по примеру английской армии - мясом, рыбой и свежими овощами.
Полк высоко ценился за свою выучку, военный внешний вид и меткую стрельбу.Кроме обычных стрелковых рот, в полку была пулеметная рота, артбатарея, конная группа, медсанчать и группа переводчиков. К маю 1900 года численность достигала уже более 600 человек, а средний возраст солдат был от 23 до 25 лет. Английские источники указывают, что старались набирать кандидатов высотой в среднем 5 футов 7 дюймов и 35 дюймов в обхвате груди. Это рост более, чем метр семьдесят, что в общем крупнее среднего китайского крестьянина той поры.
По данным 1901 года, 56% солдат были выходцами из Шаньдуна, однако из региона Вэйхайвэй было менее десяти процентов. Около четырехсот человек было завербовано из региона Тяньцзина, поэтому в полку могли оказаться и отставники частей столичного гарнизона, знаменитых своей физической подготовкой и дисциплиной.
Солдаты при зачислении в полк подписывали контракт на три года, однако там был пункт, что в случае чрезвычайных ситуаций, он будет пролонгирован до четырех.
По воспоминаниям современников, солдаты полка в увольнении любили хвастаться своими высокими зарплатами. Заработная плата за первые 3 месяца службы составляла 5 юаней, зарплата за следующие 3 месяца - 6 юаней , а через шесть месяцев уже 8 юаней. При удачном стечении обстоятельств, солдат мог быть повышен до унтер-офицера с ежемесячной зарплатой в 12 юаней. Если на втором году службы в армии не будет записей о нарушениях, они получат дополнительную награду в размере 30 лянов серебром. Сумасшедшие деньги по тем временам - за 80 юаней можно было купить себе жену, например.
Как говорилось ранее, большинство солдат полка были ветеранами армии Цин, и у большинства из них не было семей. Поэтому все они легко соглашались отправляться в различные части страны для выполнения особых заданий. Британские офицеры в то время высоко отзывались об этих солдатах: «Они очень дисциплинированные и самодисциплинированные; очень сильные и стойкие; кроме того, все они отличные стрелки, очень точно бьют в цель; их очень легко кормить, у них, кажется, нет никаких требований к еде, неважно что, пока это съедобно, их единственная забота - количество еды...
Они хорошие участники марша и при этом носильщики, которые могут очень мало есть и могут идти очень далеко..»
Подразделения полка регулярно участвовали в подавлении и пресечении народных волнений в провинции Шаньдун. Распространенная задача - освобождение циньских чиновников, захваченных местными жителями. Чтобы поддерживать высокий уровень подготовки и быть готовым к любым обстоятельством, подразделения выходили на задачу при поддержке пулеметов и как минимум одного из своих 12-фунтовых орудий.
На фото на одном из вьюков видно тело пулемета Максим.Например, когда в 1900 году британская группа была осаждена местными жителями у горы Дуо, полк получил приказ поддержать британцев и попросту расстрелял местных, убив более 20 жителей деревни. В памяти местных жителей это событие сохранилось как "резня на вершине горы Дуо". Немного расскажем о тех событиях.
В начале 1899 года британские власти концессии распорядились об экспроприации денег и зерна, что вызвало протесты местных жителей. В газете «Шаньдун шибао» 21 февраля было опубликовано постановление»: «Отныне деньги, продукты питания и пожертвования в концессии не будут передаваться китайским чиновникам.»
В провинции начались антибританские выступления, которые возглавил Цуй Шоушань, уроженец деревни Цзяннаньчжуан. Он с соратниками основал общество «Туаньляньхуэй» (можно перевести как "Общество звериной тропы"), и рано утром 4 апреля перед воротами храма Цишэн в Чжанцуне были вывешены лозунги общества, призывающие народ объединиться для борьбы против британцев. Как пишут уездные хроники: «люди со всех окрестных деревень один за другим приходили к храму Цишэн»
Однако вооружены они были... традиционным китайским холодным оружием (шест, длинная пика и алебарда-дадао) и сельхозорудиями, такими как лопата , вилы, мотыги. Несмотря на то, что собралось около двух тысяч человек, это по сути была просто шумная толпа, неспособная противостоять хорошо обученному, хоть и малочисленному подразделению, но... с пулеметами Максим, ибо как правильно заметил Хилэр Бэллок (британец французского происхождения):
Whatever happens, we have got
The Maxim gun, and they have not.
Рота полка предупредительными выстрелами разогнала толпу, а Цуй Шоушань был арестован и посажен в тюрьму.
Зимняя форма 1-го Китайского полка.Однако на этом ничего не закончилось. Весной 1900 года британские колониальные власти решили увеличить свои владения в Вэйхае, и произвольно расширили арендуемую территорию за пределами при демаркации границы. Напомню, что согласно «Специальному положению об аренде Вэйхайвэя», арендная зона включает только «десять миль в пределах побережья всего залива Вэйхай».
Тем не менее, фактическая арендная зона была расширена до Вэйхая «примерно на 70 миль вдоль побережья, примерно на 40 миль на берегу, в диапазоне расстояний от дока до восточной границы до 30 миль, а ближайшее расстояние составляет 13 миль», что в несколько раз превышает площадь, оговоренную в договоре аренды. Чтобы четко указать свои границы руководство концессии решило установить пограничные камни с выгравированными словами «Британская концессия», которые были установлены через каждые 2 мили.
По аналогии с сохранившимися граничными камнями начала ХХ века в Гонконге, в Шаньдуне могли выглядеть примерно также. Это в очередной раз вызвало народные волнения. Главным организатором восстания был Лю Цзиншань (1860-1900) из деревни Цзянцзякоу. Лю Цзиншаню было тогда 40 лет, он родился в бедной крестьянской семье и с детства занимался боевыми искусствами. Он решил поднять народные массы в Наньсяне для проведения антибританского восстания. К нему присоединились Сюй Женьшань из деревни Наньхукоу и Ю Женьшань из деревни Цюаньюцзя для участия в организации антибританского восстания. Поскольку в именах трех лидеров восстания присутствует иероглиф «гора» - шань, все называли эту антибританскую борьбу «Восстанием трех гор». Им удалось подговорить на восстание жителей около 150 деревень. Вербовка и присяга неофитов обычно проходили в дни храмовых ярмарок у храма Бэйкоу.
Название храма Бэйкоу связано с путешествием императора Цинь на восток. На фотографиях того времени,
помимо стелы, есть еще и большое дерево. которому поклонялись окружающие сельские жители.Они собрали большую группу единомышленников и начали целенаправленно разбивать эти пограничные камни, что естественно не понравилось уже властям концессии. Собственно у горы Дуо и произошло окончательное столкновение, между силами устанавливающими камни и разрушающими их. Повстанцы были разогнаны, Лю Цзиншаня застрелили, а тело показательно сожгли, чтобы родственники не смогли захоронить согласно обычаям.
По причине сильного резонанса в обществе Цинская власть начала судебное производство по факту убийства мирных жителей, но британская сторона заняла жесткую позицию и настояла на продолжении обследования границ и установки пограничных знаков. Правительству Цин пришлось сдаться и помочь британским колониальным властям разогнать восставшие массы, закопать все 76 пограничных камней, обозначавших границу арендованной территории Вэйхая.
28 мая 1900 года восемь стран во главе с Британской империей, Соединенными Штатами Америки, Третьей Французской республикой, Германской империей, Российской империей, Великой Японской империей, Королевством Италии и Австро-Венгерским Империя начали войну против династии Цин. Среди этих войск вторжения есть совершенно уникальная часть - это так называемый "полк из Вэйхайвэй", больше известный в Китае как "Первый отряд предателей".
После создания полк «прошел через ожесточенные сражения», считается, что он нес достойную службу Соединенному Королевству, поэтому его численность продолжала расти. К концу Боксерского восстания в 1901 году весь полк расширился до 12 рот с общей численностью 1200 человек.
В полдень 24 июня 1900 года полк направил две роты для сопровождения 12-фунтовых артиллерии и боеприпасов, предоставленных военно-морским флотом для усиления сил коалиции Восьми стран. Была сильная распутица, практически непроходимая для непривычных западных войск, поэтому солдаты полка взяли на себя роль «кули», обеспечив быструю буксировку орудий. Когда они вошли на позиции к французским частям под проливным дождем, там их приветствовали аплодисментами. Благодаря своевременному прибытию артиллерии, 27 июня эти роты помогли российской армии нанести удар по арсеналу Восточного бюро армии Цин. Под яростным обстрелом из 12-фунтовых орудий взорвался склад боеприпасов, позволившим эффективно атаковать город.
С военными действиями связан интересный момент. Во время атаки городской стены солдаты 1-го китайского полка решили под ураганным огнем цинской армии по мосту протащить орудие, их поддержал своей атакой корпус морской пехоты США, в итоге совместными усилиями удалось прорваться в город. После этого американский военный офицер ответил на благодарственное письмо от «лагеря Хуа Юн» так: поскольку это британская армия, независимо от цвета кожи, американские военные рассматривают их как близких соратников.
Примерно так выглядел типичный мост и ворота в самом Вэйхайвэе. Можете
представить себя с 12-фунтовыми орудием под обстрелом, продвигаясь здесь вперед. Полк активно принимал участие в той войне, взаимодействуя практически со всеми странами коалиции Восьми государств, включая японцев. 14 июля 1900 года солдаты полка вместе с японцами наконец прорвались через городскую стену Тяньцзиня.
После подавления Боксерского восстания Соединенное Королевство специально разработало
отличительный значок на головной убор: узор представляет собой ворота Тяньцзиня.28 августа Союзнические силы восьми держав провели военный парад в Запретном городе Пекина, чтобы отпраздновать победу. В составе британской армии также участвовал в параде и 1-ый китайский полк.
Принимая во внимание заслуги солдат полка во время вторжения союзных войск восьми держав в Китай, была сформирована группа из одного британского сержанта и 12 китайцев, которая отправилась в Лондон в 1902 году, чтобы представлять полк на коронации короля Эдуарда VII и королевы Александры. Большая часть, в общем-то.
В том же году, в связи с нормализацией отношений между Великобританией и Японией, Великобритания решила ликвидировать «лагерь Хуа Юн». Было решено подчинить территорию гражданским, а не военным, чтобы не развивать Вэйхайвэй как военно-морскую базу. И начался первый этап роспуска полка. Он был сокращен с 1200 до 500 человек, сохранив 16 офицеров и шесть унтер-офицеров, организованных в четыре роты.
Солдаты «лагеря Хуа Юн» выстроились в очередь перед британским «Домом королевы» в Вэйхае. Несмотря на отличную репутацию в британской армии, полк приказали полностью расформировать 1 июня 1906 года приказом № 127 от 1906 года. 1-ый китайский полк британской армии просуществовал всего 7 лет с момента создания в 1899 году до полного расформирования в 1906 году, во время которого он участвовал в двух больших военных операциях, обе из которых были направлены против китайского народа: подавление народный волнений в провинции Шаньдун и участие в интервенции Восьми государств.
После роспуска полка кто-то из солдат разъехался по домом, но многие отправились и дальше служить Британии подальше от мест, где у них была печальная известность, например, Южную Африку. Некоторые стали полицейскими в Гонконге, куда их с радостью брали благодаря высокой репутации полка. Видно их так было много, что в ранних гонконговских фильмах всегда есть полицейский с ярко выраженным шаньдунским акцентом?
(С.)перто