Теоретически на кораблях ВМС США во время Второй мировой царил сухой закон. При этом самое яркое морское сражение войны на Тихом океане как началось с большой пьянки, так не менее масштабной пьянкой и закончилось.
Срочный вызов
57-летний кавалер высшей награды США - Медали Почёта - а на тот момент командир 17-го Оперативного соединения контр-адмирал Фрэнк Джек Флетчер был не дурак выпить. Но, вместе с тем, он очень серьёзно относился к «сухому закону» на борту во время боевого похода. В том смысле, что требовал соблюдения оного не только от подчинённых, но и от себя тоже.
Контр-адмирал Фрэнк Дж. ФлетчерК 27 мая 1942, когда его флагман, оставляющий мазутный след из повреждённых топливных танков авианосец «Йорктаун» входил в Пёрл-Харбор, соединение находилось в том самом боевом походе уже 101 день, а за спиной остались рейд на Новую Гвинею и первое в военно-морской истории сражение авианосцев в Коралловом море.
После швартовки корабля контр-адмирал принял доклад командира своего флагмана, поблагодарил построенный на лётной палубе личный состав, после чего оставил мостик авианосца, командованию которого предстояло руководить постановкой корабля в сухой док, и пригласил старших офицеров штаба соединения к себе.
Флагман «Йорктаун» во время срочного ремонта Пёрл-Харбора.Из сейфа флагманской каюты была торжественно извлечена давно дожидавшаяся своего часа бытылка виски. Каких-то несчастных пол-галлона (1,9 л). Но едва самый младший из присутствующих (в чине капитана 2-го ранга) разлил её по стаканам, раздался стук в дверь, и комингс каюты перешагнул незнакомый лейтенант. Это был посыльный из штаба Тихоокеанского флота, сообщивший, что главком флота адмирал Честер Нимиц срочно требует к себе контр-адмирала Флетчера и его начальника штаба.
- Принято, свободны. - лаконично ответил Флетчер и с удовольствием отхлебнул из своего стакана.
- Сэр, прошу прощения, сэр, но адмирал Нимиц сказал «срочно»... - попытался объяснить ситуацию молодой офицер.
- Сынок, - командир 17-го ОС поудобней устроился в кресле и сделал ещё один глоток. - Я хоть и старый, но пока ещё не глухой. Сейчас мы не торопясь всё это допьём, после чего со всей срочностью отправимся к адмиралу.
У контр-адмирала Флетчера были все основания настолько своеобразно поспешать - после Кораллового моря ничего хорошего от этой встречи он не ожидал. Однако всё обошлось, адмирал Нимиц выслушал доклад и оставил Флетчера на командовании. А затем огорошил сообщением, что никаких долгих ремонтов и отпусков пока не предвидится, потому как всего через три дня 17-е оперативное соединение должно отправиться на северо-запад, к крохотному атоллу почти точно посредине северной части Тихого океана, без особой оригинальности названному «Середина пути» - Мидуэй.
Запас карман не тянет
Командующий авианосными силами Тихоокеанского флота США вице-адмирал Уильям «Бык» Хэлси считал, что сухой закон - это, конечно, хорошо. Особенно для моряков. Но вот лётчикам-палубникам пара глотков вискаря после боевого вылета - лишним точно не будет.
Уильям Фредерик Хэлси - младший обедает с командой USS «New Jersey».А ещё бравый адмирал на собственном опыте знал, что с хорошим пойлом в Пёрл-Харборе проблемы. А ведь его доблестным летунам надо ещё и как-то расслабляться в увольнении на берегу. Так что пусть лучше пьют качественный продукт, чем бухают что попало. Особенно с учётом того, что росшее при «сухом законе» поколение американцев умело пить всё, что горит.
В результате, на его флагмане, авианосце «Энтерпрайз», был создан и постоянно поддерживался стратегический запас в виде скромных ста галлонов (378,5 литров) приличного бурбона «Ten High», выбранного лично Хэлси. Исключительно для «медицинских и рекреационных целей».
Реклама бурбона «Ten High».
А что не горит - подожжём и тоже выпьем
Утром 26 мая 1942 года 16-е оперативное соединение, состоявшее из авианосцев «Энтерпрайз» и «Хорнет» с эскортом, отшвартовалось в Пёрл-Харборе. Через пару суток им предстояло отправиться на северо-запад, в район крохотного атолла Мидуэй, чьё название ещё никому ни о чём не говорило.
Пилотам с «Энтерпрайза» дали увольнение на 36 часов. Получив положенный «жидкий паёк», они отправились расслабляться в шикарный «Королевский Гавайский отель» Гонолулу, где специально для таких случаев флот бронировал номера. А вот у их коллег с другого авианосца с этим вышел облом.
Тот самый скромный «Королевский Гавайский отель»… У командира авиагруппы «Хорнета» и его личного состава была стойкая взаимная неприязнь. Поэтому вместо увольнения капитан 2-го ранга Стэнхоуп Ринг «в воспитательных целях» отправил своих подчинённых на авиабазу морской пехоты Эва-Филд, где они должны были непонятно зачем двое суток куковать на казарменном положении.
Ринг с командирами эскадрилий отбыли в Пёрл-Харбор, а лётчики остались предоставленными самим себе. Впрочем, они недолго расстраивались. Раз уж их обломали с культурным отдыхом, то к ночи пилоты попросту упились в хлам в баре офицерской столовой. В фольклор авиабазы мероприятие вошло под названием «пилотский мальчишник».
...и авиабаза Эва-Филд. Что называется - почувствуем разницу.Также там очень гордятся, что когда у ужравшихся лётчиков появилось естественное желание почесать об кого-то кулаки, то морпехи, для которых «набей морду флотскому» является древним и уважаемым видом спорта, проявили понимание, что ребятам скоро в бой - и не повелись. И тем пришлось чистить морды исключительно друг другу.
На зарядку - становись!
На том бы всё и закончилось, но командир одной из этих эскадрилий крайне серьёзно относился к физической форме своих лётчиков, поэтому рано утречком он приехал из Пёрл-Харбора провести зарядку. Какого же было его возмущение, когда на команду «Подъём» доблестный личный состав отреагировал лишь ещё более громким храпом.
Заполнявший казарму аромат перегара не оставлял никаких вопросов, так что офицер не стал зря драть глотку, а попросту выпустил в воздух весь магазин своего «Кольта». Такой радикальный вариант побудки подействовал не только на пилотов, но и на морпехов в соседних казармах - военное время всё-таки…
С похвальной скоростью они похватали оружие и выскочили отражать японское вторжение. Однако вместо узкоглазых парашютистов бойцы увидели картину маслом: неторопливо бегущего по базе морского лётчика в чине аж капитана 3-го ранга и плетущуюся следом нестройную колонну его похмельного воинства.
Офицера звали Джон Уолдрон, и это были лётчики 8-й торпедоносной эскадрильи «Хорнета». Спустя восемь дней в живых из них остался лишь один человек.
Если нельзя, но очень хочется…
Вечером 6 июня 1942 года авианосец «Энтерпрайз» принял последние самолёты и американское соединение отвернуло на северо-восток для встречи с танкерами. Никто на корабле ещё не знал, что сражение при Мидуэе для них уже закончилось, но было ясно, что в ближайшие сутки вылетов не будет.
Именно в этом вылете был снят кадр, ставший символом сражения при Мидуэе.Поэтому вскоре к командиру авиагруппы пришли командиры эскадрилий. Их беспокоили молодые пилоты - пока те делали по два-три боевых вылета в день, им было не до рефлексий по поводу того, что больше половины коек в кубриках лётного состава уже пустует. А теперь у них появится свободное время, и с этим надо что-то делать.
Капитан 3-го ранга Уэйд МакКласки с этим согласился и отправился уже к своему начальству. Вскоре он вернулся и сообщил о неофициальном разрешении - с самого верха - на предмет позволить лётчикам немного R&R, то бишь отдохнуть и расслабиться. Один из участников мероприятия назвал это впоследствии «победой здравого смысла над уставом».
Но данное разрешение сопровождалось неофициальным же напоминанием от командующего соединением контр-адмирала Спрюэнса, что бухать следует с соблюдением древних военно-морских традиций. А именно - по кораблю в нетрезвом виде не шорохаться, беспорядки не нарушать и начальству на глаза не попадаться.
Но флот не опозорю…
По «Энтерпрайзу» кинули клич, и моряки дружно полезли в заначки, дабы проставиться перед своими героическими летунами. Сколько именно спиртного было извлечено из тайных закромов двух с лишним тысяч членов экипажа неизвестно - в разных вариантах изложения данной истории цифры доходят до совсем фантастических сотен литров.
Однако точно известно, что только начальник медслужбы корабля вполне официально выделил пять галлонов (19 литров) того самого бурбона «Ten High» из «медицинских запасов». В любом случае, в ту ночь можно было не подрывать боеготовность путём задействования этилового спирта, на котором бегали авиаторпеды Mark 13.
Есть подозрение, что к живительной влаге приложился не только лётный состав. Но в журналах авианосца за 7 июня упоминания о каких-либо ЧП или дисциплинарных наказаниях отсутствуют. Либо личный состав и вправду провёл пьянку в образцовом соответствии с традициями – не попадаясь - либо все залётчики были сразу амнистированы.
Последних спасённых в районе Мидуэя лётчиков достают из нашедшей их «Каталины».К счастью, потери авиагруппы «Энтерпрайза» оказались несколько ниже, чем казалось 6 июня. Тринадцать сбитых лётчиков удалось разыскать. Последние двое найденных провели на спасательном плотике 17 суток.
(С.)перто