«Клеверный лист». На кольцевой многое встречается впервые. Уже при въезде на дорогу начинается знакомство с «клеверным листом». Он расстилается под колесами машины, позволяет въехать на полном ходу с шоссе на кольцевую. Если подняться на возвышение, то «клеверный лист» можно увидеть во всей красе.
Это транспортная развязка - система подъездов, устраиваемая на скрещении радиальной и кольцевой линий. Восемь съездов и въездов создают рисунок, напоминающий клеверный лист. Полные «клеверные листы» построены на скрещениях с Ярославским, Горьковским, Ново-Рязанским, Каширским, Подольским, Киевским, Минским, Ленинградским шоссе.
Тут наибольшее движение транспорта. Полный «клеверный лист» образуют восемь правоповоротных и левоповоротных съездов. Только такое число съездов позволяет машинам нигде не встречать препятствий, без остановки вливаться в автомобильные потоки. Бетонные лепестки, словно изогнутые лестницы, по которым автомобили с первого этажа - шоссе въезжают на второй - путепровод.
На других, менее загруженных дорогах устроены неполные развязки - половинки «клеверного листа» из четырех съездов позволяют без препятствий съезжать и въезжать на кольцо. Но на радиальной дороге при неполном «клеверном листе» приходится пересекать автомобильные потоки. Протяженность всех транспортных развязок МКАД достигает 70 километров.
Транспортные развязки устроены на всех дорогах, а их множество пересекает кольцо. Только главных направлений насчитывается 16. Вот в какой последовательности идут главные шоссе: Ярославское, Шелковское, Горьковское, Рязанское, Ново-Рязанское, Каширское, Подольское, Калужское, Киевское, Боровское, Минское, Успенское, Рублевское, Волоколамское, Ленинградское, Дмитровское.
Путепроводы
Не успеет машина по «клеверному листу» въехать на кольцо, как оказывается у путепровода - моста через шоссейные и железнодорожные пути. Нет ни одной дороги в стране, где насчитывалось бы столько инженерных сооружений, как на МКАД. Длина мостов и путепроводов составляет несколько километров.
Путепровод - это сложное сооружение из железобетона, сухопутный мост. Таких мостов на трассе 57. Строители воздвигали путепроводы из сборного предварительно напряженного железобетона в небывалые сроки. Если обычно подобные сооружения возводятся за год-полтора, то инженеры и рабочие поставили рекорд - построили путепровод на Минском шоссе за 42 дня.
Строительные площадки, где возводились путепроводы, превращались в сборно-монтажные цехи. Могучие краны поднимали с земли балки, пролеты, блоки весом до 15 тонн и более, из них быстро собирали путепроводы и мосты.
Мосты
В своем движении трасса пересекает не только сухопутные препятствия, но и водные. Трижды она встречается с Москвой-рекой и каналом имени Москвы. Над водой повисли три новых больших моста, один из них, у села Беседы, равен в длину 305 метрам. Построены также средние мосты через Сетунь, Сходню, Яузу, залив Встречный. Их длина до 100 метров.
А сколько речушек и ручейков, заключенных в трубы, продолжает течь под кольцевой дорогой! По 320 трубам текут ныне водные протоки, длина труб достигает 20 километров. Препятствия подстерегали строителей на каждом шагу - помимо лесов, рек, болот, линии электропередач, подземные и наземные линии связи, газопроводы, водопроводы, коллекторы…
Все они были перемещены или перестроены при прокладке трассы. Автострада - путь только для автомобилей. Пешеходы никогда не должны ходить по лентам кольца. Для них предусмотрены пешеходные дорожки. У Химок будет построен специальный пешеходный мост, так как дома этого города ближе всех примыкают к трассе. Подсчитано: при строительстве инженерных сооружений смонтировано 80 тысяч сборных железобетонных конструкций.
Л. Колодный. 109 километров вокруг Москвы, 1963