Даже сверхмощный БЕЛАЗ мог бы свободно двигаться по долговечному цементобетону МКАДа

Nov 10, 2022 20:47



Колеса машин словно притягиваются к полотну кольцевой - сцепление отличное. Чтобы сделать трассу скоростной, предстояло не только избрать оптимальный маршрут, сделать ее плавной с пологими откосами.  Нужно еще было выбрать современный материал для дорожного покрытия. Для скоростной трассы не всякая дорожная одежда хороша.

Обычный асфальтобетон не годится для новой дороги. После дождя, например по асфальтовым улицам ездить быстро опасно. Шины скользят по мокрому асфальту: удлиняется тормозной путь, увеличивается опасность столкновения машин. В дорожное покрытие МКАД решено было уложить цементобетон.

По такому полотну можно мчаться, не снижая скорости, даже в дождливую погоду. Какие еще преимущества у цементобетона? Это материал вечный. Для такого сооружения, как кольцевая, нужен долговечный материал, способный выдержать многие годы напряженное движение транспорта.

По кольцу же, как и предполагалось, пошел поток тяжелых грузовых машин, зачастую сверхтяжелых. Рассчитали, что по трассе можно двигаться, даже если на шины приходится давление до 18 тонн. У обычных грузовых машин эта величина гораздо меньше. Но создатели дороги учитывали, что в будущем появятся и такие грузовые автомобили.



Даже сверхмощный самосвал Минского завода, обычно не допускаемый с грузом на шоссе, мог бы свободно двигаться по кольцевой, не причинив ей никакого вреда. Хотя места, по которым проходит бетонная полоса, чарующи, изыскатели трассы были не в восторге от результатов своих наблюдений - гидрогеологические условия для строительства были в общем неблагоприятными: высокий уровень грунтовых вод, пылеватые грунты представляли много сложностей для инженеров.

Дорогу пришлось возводить на насыпях, возвышать бровку земляного полотна не менее чем на 1 метр, но и не выше 2 метров, ибо если поднять полотно выше, дорога станет менее безопасной. Где же было взять сотни тысяч тонн грунта? По сторонам дороги, как обычно, нельзя. Этим испортили бы внешний вид трассы, образовавшиеся рвы представляли бы опасность для скоростного движения. Для МКАД были предоставлены специальные карьеры, где подобрали особый грунт - способный противостоять воздействию воды.

В годы строительства по трассе дороги шли потоки самосвалов с грунтом. Чтобы достигнуть плавности, выполнить современные инженерные требования, пришлось переместить горы земли: в одних местах срезать холмы, в других - засыпать впадины. Подсчитано, что в среднем на каждом километре трассы объем земляных работ составил 140 тысяч кубических метров. А всего на МКАД перемещено 15 миллионов кубометров земли!

Дорога в разрезе выглядит, как слоеный пирог. Первый слой - земляное основание. На слой земляного полотна далее насыпался слой песка высотой до 50 сантиметров - это своеобразная подушка, смягчающая давление на полотно дороги. Песок - отличный проводник воды. Он поглощает ее. По нему влага стекает к откосам дороги.

Слой песка покрыт битуминированной бумагой. Она не давала уйти в песок влаге свежего бетона. На бумагу укладывали первый слой бетона, затем армированную железную сетку и, наконец, верхний слой бетона. Зачем нужна сетка? Она предохраняет бетон от трещин, стягивает его массу - получается своеобразная железобетонная дорога. На цементобетонном полотне сделаны через каждые 8 метров температурные швы, они имеют такое же значение, как стыки на железной дороге.

От жары и холода бетон, подобно металлу, расширяется и сужается. Швы предохраняют бетон от разрыва при таких сжатиях и растяжениях. Благодаря армированной сетке швы отстоят друг от друга дальше, чем на старых дорогах, на 2 метра. Чем меньше стыков на рельсах, тем плавнее идет поезд. То же на автодороге - чем меньше швов, тем плавнее мчится машина.

Толщина цементобетонной плиты, устилающей трассу, достигает 24 сантиметров. Но даже таким толстым покрытиям угрожает стихия - вода, мороз и жара. От колебания температуры дороги пучатся, разрушаются. Так, в 30-х годах были разрушены покрытия на германских автострадах.



Но кольцевой это не угрожает. Ее конструкция такова, что она предохраняет дорогу от разрешения, от воды, от резкой смены температуры, часто происходящей в Москве. Ни в стране, ни за рубежом нет дорог с более толстым покрытием. Такая одежда делает дорогу долговечной, способной принять любые грузовые машины. В покрытие МКАД уложено 600 тысяч кубометров бетонной массы.

Л. Колодный. 109 километров вокруг Москвы. Чем покрыта дорога? 1963

достижения, ссср, транспорт, литература

Previous post Next post
Up