Предвыборные листовки Б.Н. Ельцина на президентских выборах 1996 года, прославляющие «полные прилавки» ельцинской эпохи. На обороте правой, в частности, написано: «Смена власти - талоны, карточки, очереди... Смена власти - дефицит, голод, разруха. Смену власти - нельзя допустить!»
1992 год - парадоксальное время. С одной стороны, после «либерализации цен» и сгорания в огне инфляции всех накоплений населения прилавки магазинов наполнились. С другой - именно в это время в России были зафиксированы первые за много десятилетий случаи смерти людей от голода. В известной совместной статье двух мэров Москвы, Гавриила Попова и Юрия Лужкова, господа мэры писали: «Одному из авторов этой статьи вспоминается эпизод... Был февраль 1992 года. На совещании, которое вёл Егор Тимурович, рассматривались неотложные меры по финансированию социальных программ. Народа собралось довольно много в зале, где в недавнем прошлом восседал Егор Лигачёв. За тем же столом сидел Егор, но уже другой - Егор Гайдар. Шло обсуждение социальных вопросов по строительству школ, по пенсиям, к тому времени почти обнулённым, по сбережениям граждан, тоже превратившимся в пыль. И всё тот же один из авторов этой статьи проинформировал Гайдара о том, что в Зеленограде наша медицина зафиксировала 36 смертей из-за голода. На это Гайдар ответил просто: идут радикальные преобразования, с деньгами сложно, а уход из жизни людей, неспособных противостоять этим преобразованиям, - дело естественное. Тогда его спросили: Егор Тимурович, а если среди этих людей окажутся ваши родители? Гайдар усмехнулся и сказал, что на дурацкие вопросы не намерен отвечать».
Егор Тимурович Гайдар
А вот другой яркий документ того времени, который как раз отметил свою 30-летнюю годовщину. Написан он 4 ноября 1992 года...
«Войсковая часть 13135 4.11.92 г. № 366 г. Владивосток-4
Начальнику продовольственной службы КТОФ
В отделения гарнизонного госпиталя острова Русский, в/ч 13135, в массовом количестве поступают больные с дефицитом веса 25-30 кг с основным или сопутствующим диагнозом - алиментарная дистрофия, на лечении находятся от 8 до 20 человек. Эти больные нуждаются в дополнительном высококалорийном пятиразовом питании... Прошу вас в виде исключения разрешить питание больных алиментарной дистрофией в соответствии с примечанием № 3 «а» или «б» нормы 5 приказа МО СССР № 445-1990 г.»
Алиментарная дистрофия - научное название истощения от голода. О чём есть известные стихи Веры Инбер:
Апатия истаявшей свечи…
Все перечни и признаки сухие
Того, что по-учёному врачи
Зовут «алиментарной дистрофией»
И что не латинист и не филолог
Определяет русским словом «голод».
Значительное количество призывников в то время приходили на службу истощённые, с дистрофией, а затем ситуация усугублялась. Тот документ 4 ноября 1992 года был первым сигналом. Но никаких мер принято не было. В итоге от истощения зимой 1992-1993 годов умерли четыре матроса-новобранца. Из официального доклада замначальника военно-медицинского главка Минобороны России:
«У матроса Андрея Иванова обнаружена двусторонняя крупозная пневмония, кома 2-й степени, педикулёз. Его привезли в госпиталь без сознания. В тот же день, 19 января 1993-го, он умер...
Матрос Александр Трофименко за полтора месяца службы потерял в весе 20 кг. В части в течение двух недель избивался сослуживцами. Умер 5 января...
Матроса Андрея Данилова в медпункт части с места хозяйственных работ доставили сослуживцы. Он умер, не приходя в сознание...
У матроса Станислава Стаценко 23 января появились боли в животе, понос, припухлость левой стопы, до 28 января находился в части, лечения не получал. По дороге в госпиталь скончался...»
Всего же с диагнозом «алиментарная дистрофия» в госпиталь попали более 250 моряков радиотехнической школы (трое из умерших моряков были её курсантами) и других подразделений Тихоокеанского флота. Заметим, что гибель 36 граждан в Зеленограде от голода была, так сказать, их «частным делом». Совсем другое - смерть от голода матросов-призывников, которых как-никак обязано кормить государство. Информация просочилась в прессу, начал разгораться скандал.
Из рассказа матери одного из матросов, москвички Миральды Томашевич:
«- Они все говорили: моряки, моряки, флот - это порядок... А потом такое оказалось, что не дай тебе Господи. Костя попал в учебную часть связи N 70024. Командира своего они увидели только через полтора месяца - он пил беспросветно. Остров не отапливался, воды не было вообще никакой, даже холодной. «Молодых» заставляли на морозе колоть промёрзший насквозь уголь. Но самым страшным испытанием стал голод: первыми ели «деды», а новобранцам наливали только кипяток. А через две-три минуты: «Подъём, всё, ложки положили!» Продукты разворовывали офицеры.
- Мальчишки видели, как уходили с сумками их жёны, и голодными глазами смотрели вслед. Наш сын за неделю потерял 15 килограммов.
Антисанитарные условия стали причиной кишечных инфекций: у мальчишек-призывников начался кровавый понос. Военное начальство спохватилось, когда солдаты стали умирать. А ещё на остров проникли журналисты и подняли шум.
Матросов-дистрофиков стали переводить в стационары, больницы с пневмониями, желтухами, корью. Костя Томашевич тоже попал в госпиталь.
Его родители узнали о том, что творится на Русском, из газет. Пришли в комитет солдатских матерей и остались дежурить на «горячей линии»... Удалось выбить самолёт, чтобы полететь к детям. Но поездка откладывалась две недели - за это время начальство пыталось распихать мальчишек в разные части, откормить гормонами. Родителям показали уже «откормленных» сыновей.
- Они были все толстые. То есть лица толстые, а ручки тоненькие. Глаза у всех потухшие, - рассказывает Миральда Томашевич. - Там было очень тяжело. Не все, конечно, выдержали. Много мальчишек погибло, многие остались инвалидами, многих вообще не нашли. Начальники сказали, что ребята убежали. Они не убежали - просто погибли. Бог знает, куда их там дели. Их просто там уничтожили».
Из статьи Натальи Костицыной 1993 года: «В госпиталь острова Русского и по сей день продолжают поступать измождённые, заразные, неимоверно завшивевшие матросы. Их по-прежнему много, и по-прежнему госпиталь переполнен. К дизентерии прибавилась корь (вот тебе и детская болезнь!), и в инфекционном отделении вместо положенных по штату пятнадцати лежат сто больных. Более чем вдвое переполнена и «терапия». Кроватей не хватает - мостятся по двое на койке. Вот где худоба кстати. Извините, ребята, за чёрный юмор...»
Вот так и начинались Святые Девяностые... И в заключение - пара иных слов о Егоре Тимуровиче Гайдаре - чтобы, так сказать, и другая сторона не осталась не выслушанной. :)
Оценка Кремля:
«Кончина Егора Тимуровича Гайдара - тяжёлая утрата для России, для всех нас. Не стало настоящего гражданина и патриота, сильного духом человека, талантливого ученого, писателя и практика. Не каждому государственному деятелю выпадает возможность служить Отечеству на самых переломных этапах его истории, принимать ключевые решения, которые определят будущее страны. Егор Тимурович Гайдар достойно выполнил эту сложнейшую задачу, проявив лучшие профессиональные и личные качества. Он не стал уклоняться от ответственности и в самых непростых ситуациях с честью и мужеством «держал удар». Светлая память о Егоре Гайдаре навсегда останется в сердцах его родных и близких, - всех, кто знал этого замечательного человека». (Владимир Путин).
Оценка от правой оппозиции:
«Умер Егор Гайдар... Я был его фанатом в романтическую пору становления рыночной экономики. До хрипоты ругался со всеми, кто был против него. Романтическая пора прошла, а Гайдар остался одним из немногих, кто сохранил к себе безоговорочное уважение и пиетет... Мы все осиротели. Светлая память Егору Гайдару. Великому человеку, прошедшему великие потрясения и оставшемуся Человеком». (Алексей Навальный).
Отцы-основатели новой России, «отруливающей от патернализма»...
https://maysuryan.livejournal.com/1959826.html