Накануне карибского кризиса 1962 года (в этой статье), советское руководство проводило переброску крупной воинской группировки на Кубу в рамках операции Анадырь (в этой статье). В морскую составляющую должны были войти: 2-а крейсера, 4-е эсминца, 12-ть ракетных катеров и 11-ть подводных лодок. Отдельная операция, по переходу первых четырех подлодок в Карибское море, получила название «Кама».
Подводная лодка проекта 641 по классификации НАТО «Фокстрот».
Изучая материалы создается ощущение, что подготовкой операции занимались не кадровые военные, а дилетанты из сельской парикмахерской. Это показали последующие события. Подробности, которых мы узнали из воспоминаний непосредственных их участников или людей к ним приближенных.
1 октября 1962 года из бухты Сайда в Баренцевом море, вышли четыре дизель-электрические подводные лодки Б-4, Б-36, Б-59 и Б-130 (проект 641 по классификации НАТО «Фокстрот»). Командовали ДЭПЛ капитаны второго ранга: Р.А.Кетов, А.Ф.Дубивко, В.С.Савицкий и Н.А.Шумков. Командующим бригадой был назначен контр-адмирал И.А.Евсеев. На вооружении лодки имели торпеды с ядерным зарядом. Единственным командиром, имевшим опыт применения такого оружия, был командир Б-130 Николай Шумков. Ему посчастливилось лично участвовать в испытаниях этих торпед на Черной Губе (ядерный полигон Новая Земля). Применение спец оружия разрешалось только по прямому приказу из Москвы.
Выйдя за пределы территориальных вод Советского Союза, капитаны вскрыли секретные конверты с заданием. Их догадки подтвердились. Конечной точкой маршрута значилась бухта Мариэль на Кубе.
Подлодка проекта 641 Фокстрот.
О бездарности подготовки похода говорили следующие моменты. Послать дизельные подводные лодки, предназначенные для службы в холодных водах Баренцева моря в тропики Карибского, тоже что отправить пингвинов в Африку (цитата писателя подводника Николая Черкашина). Время для опорного сеанса связи было выбрано 00:00 (ночью) по московскому времени. То есть в Саргассовом море, где лодкам предстояло действовать, для этого нужно было всплыть в средине дня. Распоряжение по связи, требовало его обязательного выполнения. Еще «веселей» стало, когда штурманы рассчитали маршрут. Выяснилось, чтобы прибыть в назначенную точку в назначенное время, подводникам надлежало следовать со скоростью 12-ть узлов.
Для соблюдения условий особой скрытности, противодействия кораблям противника и прорыва его противолодочной обороны, скорость лодок не могла превышать и пяти узлов. Задача стояла нереальная. Большим сюрпризом стала, развернутая американскими военными, новая система обнаружения подводных лодок СОСУС. Поэтому нет ничего удивительного, что бригада была обнаружена.
Для поиска и захвата советских лодок, командование ВМС США отрядила порядка трех четвертей свих противолодочных средств. Противолодочные самолеты сбрасывали гидроакустические буи «Джулли», и в место обнаружения тотчас подходили эсминцы. На лодки тут же начинали сыпаться учебные глубинные бомбы, с малым зарядом, принуждая их к всплытию.
Погрузка гидроакустических буев на противолодочный самолет.
26 октября Первой была вынуждена всплыть Б-130. У нее, по закону подлости, отказали все три дизеля и окончательно сели батареи. Лодка тут же была обнаружена с самолета и окружена четырьмя эсминцами. В такой критической ситуации, экипажу пришлось заряжать батареи и пытаться отремонтировать хотя бы один двигатель. Приказом командования предписывалось встретиться с буксиром СС-20 «Памир» и возвращаться на базу. Внезапно погрузившись лодке удалось на какое-то время уйти от преследования. Но 30-го числа ей пришлось всплыть вновь. Дальнейший путь протекал уже в сопровождении американского эскорта.
Больше всего, наверно, досталось экипажу Б-59. 27 октября всплывшую, для подзарядки, лодку окружили 11 кораблей ВМС США. Из воспоминаний командира капитана второго ранга В.С.Савицкого выясняем. Двенадцать раз штурмовики S-2 «Тракер», взлетавшие с авианосца «Рэндольф» (типа Эссекс), атаковали лодку. Снаряды ложились в непосредственной близости от корабля. Эсминцы, эмитируя таран, сбрасывали глубинные бомбы на опасном расстоянии от корпуса Б-59. В такой экстремальной ситуации, у командира Валентина Савицкого, начали сдавать нервы. Зародилась идея грохнуть авианосец ядерной торпедой. И только вмешательство начальника штаба бригады Василия Архипова, вынудило офицера сбавить обороты. Поздно вечером 29 октября лодка резко погрузилась. Противник не сразу заметил пропажу. Американские акустики еще шесть минут слушали привальный брус, обитый консервными банками, пока Б-59 отрывалась от преследования.
Командир Б-59 Валентин Савицкий.
В последний день октября, американцы принудили к всплытию и Б-36. Ей почти удалось вырваться в Карибское море, но по непонятному приказу командования, она вернулась в море Саргассово и встала там на патрулирование. Будучи обнаруженной и уходя от преследования эсминца ВМС США «Чарльз П. Сесил» (типа Gearing), лодка высадила батареи, как говорится «до воды», и поднялась на поверхность. Подзарядившись подводники ушли на двухсотметровую глубину и с лёгкостью оторвалась от преследователей. Игра в кошки-мышки для Б-36 стоила потери двух дизельных двигателей и большого количества топлива. Из-за сильного шторма дозаправка лодки стала невозможной. Так и пришлось морякам добираться до родной гавани, сначала на смеси солярки с машинным маслом, а потом и вообще на электромоторах.
Подлодка Б-36 проекта 641 Фокстрот в сопровождении патрульного самолёта P5M-2 Marlin и эсминца DD-835 Чарльз П. Сесил противолодочных сил США.
Самой удачливой, из всех лодок бригады, стала Б-4. Лодка была оборудована новой гидроакустической станцией МГ-10. Что повлияло на ход событий стоит только гадать. Американцы так и не смогли заставить лодку подняться на поверхность. Стоит заметить, что на борту находился командующий бригадой В.Н.Агафонов, назначенный на место попавшего в госпиталь И.А.Евсеева. 14 ноября поступил приказ о сворачивании операции «Кама». Всем лодкам надлежало вернуться домой.
И конечно, не справедливо бы было не отметить мужество и стойкость советских моряков. Переход и боевое дежурство в Саргассовом море стало для них настоящим испытанием. По воспоминаниям командира Б-36 Алексея Дубивко, температура в моторных и аккумуляторных отсеках доходила до 65 градусов. Для отдыха личному составу приходилось переходить в концевые отсеки, где температура держалась около 40-а. Тепловые удары и потеря сознания стали обычным явлением. Дышать морякам приходилось взвесью солярки, гидравлики и аккумуляторных газов. В условиях сто процентной влажности экипажи всех лодок страдали гнойной формой потницы.
И это, не считая того морального напряжения, которое они испытывали на протяжении всего похода. Многие моряки, за все время, потеряли до трети собственного веса.
Участники операции Кама: слева на право А.Ф. Дубивко, Н.А. Шумков, В.А. Архипов, Р.А.Кетов.
И после всего этого, вернувшихся в родную гавань, подводников обвинили во всех смертных грехах. Разбор полетов был более чем странный. Замминистра обороны маршал Гречко был уверен, что перед ним капитаны атомных субмарин. Что морякам следовало утонуть, чем допустить позорное всплытие. А самое комичное предложение экипажам было: после всплытия закидать американские корабли ручными гранатами.
Командующий ВМФ адмирал флота С.Г.Горшков своих людей в обиду не давал. Взысканий не получил никто. Командир Б-4 Рюрик Кетов был награжден орденом Красного Знамени.
https://zen.yandex.ru/media/id/6184382c8c3bef78dbe2f63d/karibskii-krizis-operaciia-kama-619f6170fd0e4f5c6ce00726