Почему грузины стали носить кепки-аэродромы

Jun 11, 2022 16:01



Самолётик заметили?

В советские годы главным символом и главной гордостью грузинского мужчины (равно как и мужчин других закавказских национальностей) была огромная кепка, прозванная в народе кепкой-аэродромом. Чем больше были её размер и площадь поверхности, тем круче был её обладатель. Образ состоятельного грузина был просто немыслим без этого головного убора.


Какие только шутки и анекдоты не ходили о грузинах в кепке: о предприимчивых торговцах на рынке, про вальяжных владельцев чёрных «Волг» и о том, как богатые горцы сорили в ресторанах деньгами. На эту тему у меня есть три любимых анекдота.

Первый анекдот. В ресторане грузин в шикарной кепке рассчитался сторублёвой купюрой. Официант посмотрел на банкноту, заподозрил в ней фальшивку и удивлённо спросил: - А почему Ленин в кепке?

- Э-э-э… слушай, дорогой, у нас в Грузии все в кепках ходят!




Второй анекдот. Вернулся муж из командировки и по поведению жены почувствовал неладное. Кинулся искать любовника и обнаружил в шкафу здоровенного грузина. Совершенно голого, но в огромной мохнатой кепке.

- Ты кто такой? - спросил мужик.

- Да баран я - вчера вот кепку-невидимку за штуку баксов купил!

И третий анекдот. Короткий, но весьма забавный. Грузин надел кепку козырьком назад. Жена ему и говорит: - Гоги, я не пойму, ты пришёл или уходишь?

Очень хорошую шутку, наверняка списанную из реальной жизни, применил режиссёр Георгий Данелия в своём шедевральном фильме «Мимино».

В этой киноленте есть замечательная сцена примерки кепки в маленькой полуподвальной лавке. Напомню её. Продавец долго натягивал на голову посетителя тесный головной убор. После того, как всё-таки его напялил, предложил выйти на улицу и осмотреть обновку в зеркале. Между торговцем и покупателем произошёл следующий диалог:

- Ну-ка, посмотри! - сказал лавочник.

- Немного жмёт… - пожаловался клиент.

- Жарко. От тепла предметы расширяются. А эта кепка зимняя. Зимой твоя голова будет меньше. Иди…

После чего лётчик Мимино окончательно убедил сомневающегося покупателя, авторитетно подтвердив: - Зимой!




Вы наверняка будете удивлены, когда узнаете, что традиционная грузинская кепка появилась в этой стране в XIX веке благодаря русскому князю Михаилу Воронцову; грандиозному пожару, поглотившему оперный театр в Тифлисе; итальянскому тенору Сальваторе Кокоцца и старинным сицилийским кепкам под названием «коппола». Обо всём этом по порядку.

В 1847 году по приказу царского наместника на Кавказе князя Михаила Семёновича Воронцова в Тифлисе, на Эриваньской площади был заложен фундамент Оперного театра. Строительство длилось четыре года и завершилось в 1851 году. Театр пользовался грандиозной популярностью у тифлисской публики. Слух меломанов услаждали приглашённые князем Воронцовым итальянские певцы. Арии из итальянских опер разносились по всему городу. Их пели все - аристократы, купцы и простые горожане. Итальянские мелодии перепевались на многоголосный грузинский лад и послужили основой зарождающемуся жанру городского романса.




Однако 11 октября 1874 года театр сгорел при невыясненных обстоятельствах. Были уничтожены практически все декорации, костюмы, реквизит и богатейшая нотная библиотека. Одна часть итальянской труппы разъехалась, другая часть артистов осталась ждать лучших времён в ставшем для них родным городе. Певцы и музыканты перебивались разными заработками, не всегда связанными с их основной профессией.

Тенор-сицилиец Сальваторе Кокоцца, которого местные жители называли на свой манер Кокуцца, решил вспомнить профессию отца - в детстве Сальваторе вовсю помогал своему родителю в изготовлении кепок. Он открыл на Михайловском проспекте Тифлиса (ныне это проспект царя Давида IV Строителя) мастерскую по пошиву традиционных сицилийских кепок под названием «коппола».

Кстати, узнаёте знакомое слово - коппола? Да-да, знаменитый американский режиссёр итальянского происхождения Фрэнсис Форд Коппола, тот самый, который снял великолепную кинотрилогию «Крёстный отец», носит фамилию, происходящую от названия головного убора.

Коппола - это чёрная шерстяная кепка с козырьком, типичная для сицилийских крестьян. Ну, и для тамошней мафии тоже. Эти кепки вы наверняка видели на головах темпераментных сицилийцев в фильме «Крёстный отец».



"Крёстный отец" кадр из фильма

Место для мастерской по производству кепок-коппола предприимчивый оперный певец Сальваторе Кокоцца выбрал не случайно. Михайловский проспект Тифлиса в те времена был в основном заселён немцами, и синьор Кокоцца надеялся, что покупателями его продукции станут именно они. Однако, на практике оказалось, что наибольшей популярностью итальянская коппола пользуется у коренных жителей. Деятельный тенор тут же отрыл вторую мастерскую - в Кутаиси. И не прогадал. Потому, что в Кутаиси, в отличие от многонационального Тифлиса, преобладало грузинское население. Имеретины с большим энтузиазмом восприняли новинку, и кепи господина Кокоцца, окончательно переименованного в батони Кокуцца, стали очень быстро распространяться по всей Западной Грузии.

Интересный факт: в окрестностях Кутаиси эти головные уборы до сих пор иногда называют «кокуца-куди», что означает «шапка-кокуца», хотя местные жители вряд ли уже помнят и наверняка не представляют, что это такое (или кто такой) - «кокуца».



Грузия. Магазин кепок

Я вам один умный вещь скажу, но только вы не обижайтесь… Если бы не пожар в тифлисском оперном театре и не энергичный синьор Кокоцца, ходили бы грузины в своих традиционных национальных головных уборах. Причём в каждом регионе страны - в своём: в хевсурских, сванских, кахетинских шапках, да в платках-кабалахи. Ну и конечно же, все вместе в папахах….. Я так думаю!




(с)
См.также:

Откуда в России появилась шапка-ушанка и какие её разновидности существуют

Что нужно знать о папахе

История пилотки

Субтропический шлем - панама Советской армии

Береты в Советской Армии

одежда, грузия, традиция, занимательно

Previous post Next post
Up