Четвертый крестовый поход

Jun 07, 2022 20:41

Во всех крестовых походах рыцари-крестоносцы (как правило - нищие, лишенные всяких прав на имущество вследствие майората) активно занимались жестоким ограблением местного населения, что считалось не чем-то постыдным, а, напротив - неким проявлением доблести.



«Взятие Константинополя крестоносцами». Худ. Эжен Делакруа. 1840 год.


Сами крестоносцы полагали себя героями, сражающимися за Иерусалим, за Гроб Господний. При этом участники Крестовых походов называли себя не крестоносцами (термин появился в 15 веке), а пилигримами (паломниками), походы же свои - паломничествами, или «священной дорогой»…

Четвертый крестовый поход стоял особняком. Инициировал этот поход на Восток папа Иннокентий III в 1198 году. Чтобы собрать средства для похода, Иннокентий III ввёл особый сбор с духовенства - в размере 1/40 годового дохода с церквей и монастырей. Поход должен был начаться победой над Египтом, с последующим захватом Иерусалима. Кратчайший путь к цели похода лежал через море, и крестоносцы решили воспользоваться венецианским флотом, самым мощным в Средиземноморье.



Разграбление латинянами Константинополя в 1204 году

Однако «паломники» значительно отклонились от предполагаемого маршрута. Сначала они по договоренности между предводителем крестоносцев Бонифацием Монферратским и венецианским дожем Дандоло всеми силами обрушились на христианский город Задар (в настоящее время - территория Хорватии). Этот крупный город-порт, удачно расположенный на Адриатическом побережье Балканского полуострова давно был предметом вожделений Венеции. После упорного сопротивления осажденных защитников города, Задар был взят (1202 г.). В городе начались привычные для крестоносцев убийства, насилия и грабежи…

Далее путь «паломников», по наущению дожа Дандоло лежал на Византийскую империю, которая являлась серьезным соперником Венеции в борьбе за первенство в торговле по Средиземному морю…

В итоге «освободители Гроба Господня» оказались под стенами христианской столицы христианской империи - города Константинополя.

Быстро нашлась у крестоносцев и «христианская» мотивация этому:

«Православные такие еретики, что самого Бога тошнит».

На захват Константинополя была получена санкция католической церкви. Накануне штурма православной столицы, католическое духовенство, находящееся при армии, укрепляло веру крестоносцев в то, что захват Константинополя - богоугодное дело, за которое следует отпущение грехов…

13 апреля 1204 года крестоносцы штурмом овладели столицей Византии. Ворвавшись в Константинополь, «паломники» убивали жителей, грабили дворцы и храмы, купеческие склады и дома горожан, насиловали женщин, поджигали дома… Крестоносцы разрушали бесценные памятники культуры. Были уничтожены уникальные античные памятники, богатейшие книгохранилища, сохранявшиеся в Константинополе сотни лет. В грабежах приняли участие, пришедшие с крестоносцами, католические епископы и священники…

Уцелевший византийский историк Никита Хониат запишет:
«Трудно и невозможно было смягчить мольбами и умилостивить этот варварский народ. Всякий должен был опасаться за свою жизнь: на улицах плач, вопли и стенания, на перекрестках рыдания, в храмах жалобные стоны. Таким-то образом беззаконничали западные войска, всех лишая денег и имущества, жилищ и одежд… На перекрёстках, в переулках, в храмах - повсюду жалобы, плач, рыдания, стоны, крики мужчин, вой женщин, грабежи, прелюбодейство, плен, разлука друзей. Бедствия распространялись повсюду… Святые образа бесстыдно потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости! Но, что страшно промолвить и что можно было видеть своими глазами: божественное тело и кровь Христовы были разлиты и разбросаны по земле.
Святые аналои, затканные драгоценностями и необыкновенной красоты, приводившей в изумление, были разрублены на куски и разделены между воинами, вместе с другими великолепными вещами...

Итак, прекрасный город Константина, предмет всеобщих похвал и повсюдных разговоров, был истреблен огнем, унижен, разграблен и лишен всего имущества, как общественного, так принадлежавшего частным лицам и посвященного Богу, бродяжническими западными племенами, большею частию мелкими и безвестными, соединившимися между собою для разбойнических морских наездов и двинувшимися против нас под благовидным предлогом небольшого уклонения от предпринятого будто бы пути на помощь Исааку Ангелу и сыну, которого он к несчастию родил на погибель отечества и которого они привезли с собою, как самого отличного и самого дорогого своего спутника. Сонливость и беспечность управлявших тогда римским государством сделали ничтожных разбойников нашими судьями и карателями!

О всех этих событиях с царственным городом не было предуказано никаким знамением, ни небесным, ни земным, какие прежде во множестве являлись, предвещая людям бедствия и смертоносные наваждения зол. Ни кровавый дождь не шел с неба, ни солнце не обагрялось кровию, ни огненные камни не падали из воздуха, ни другого чего-либо необыкновенного в каком-нибудь отношении не было заметно. Многоногая и многорукая правда, не шевельнув пальцем, подкралась к нам совершенно беззвучными шагами и, напавши на город и на нас, как неутомимая карательница, сделала нас злосчастнейшими из людей. В тот день, когда город был взят, грабители, врываясь в обывательские дома, расхищали все, что находили в них, и затем пытали домовладетелей, не скрыто ли у них чего-нибудь еще, иной раз прибегая к побоям, нередко уговаривая ласкою и вообще всегда действуя угрозами.»

Пьяные бесчинства крестоносцев продолжались три дня. Было убито несколько тысяч горожан... Пришедшие с крестоносцами католические священнослужители вывезли в западные церкви и монастыри множество религиозных реликвий, которые и по сей день украшают западные храмы. Как рассказывал участник похода, добыча была так велика, что ее «не могли сосчитать»…

Богатейший город Европы был разграблен и разорен, а крестоносцы «забыли» о своем походе к Иерусалиму, на несколько десятилетий обосновавшись на Балканском полуострове. Четвертый крестовый поход был окончен: захватнические и грабительские цели достигнуты…



Штурм Константинополя крестоносцами. Миниатюра из «Баварской хроники императоров и пап», около 1460 года.

«Четвертый поход превратился в коммерческую операцию по приобретению колоний на Востоке…» - напишет Лев Гумилев.

Культ потребления и пренебрежение к духовным и культурным ценностям - как сущностное свойство западной ментальности, проявило себя еще во времена варварского разграбления и разрушения Римской империи. Жажда наживы везде и на всём, без всяких моральных ограничений - главный движитель Западного мира…

Четвертый крестовый поход остаётся одной из позорных, но закономерных страниц в истории западной цивилизации… Итогом этого похода стал окончательным разрыв между католической и православной церквями. Мир был расколот на Восток и Запад…

https://victor-sbruev.livejournal.com/5251.html

сражение, цари и императоры, трагедия, церковь, страны и государства, древность

Previous post Next post
Up