Тяжелый британский танк "Завоеватель"

Jan 30, 2022 15:07



Тяжёлый танк FV214 Conqueror (Завоеватель).

В 1945 году состоялся военный парад в Берлине. Это событие вызвало небольшой шок у западных союзников, они впервые близко увидели советские тяжёлые танки ИС-3. Мощный танк с наклонной броней и большой пушкой внушал страх и уважение. После этого события начались серьезные работы по созданию тяжёлых танков в Великобритании, Франции и США.


В то время у англичан был проект "Центурион", который можно было оснастить 20 фунтовой (84-мм) пушкой, однако хотелось иметь что-то более мощное. Так появилась серия машин FV (Fighting machine). Сначала предполагалось создать сверхтяжёлые FV100, тяжёлые FV200 и относительно лёгкие FV300. Правда на одновременную разработку сразу трёх серий боевые машин сил и денег не хватило, потому ограничились FV200. По задумке инженеров серия FV200 должна включать самоходные орудия, тяжёлые танки и бронированные эвакуационные машины.



Тяжёлый танк FV214 Conqueror (Завоеватель), 1960 год.

Самым ярким представителем новой серии машин стал FV214 Conqueror (Завоеватель). Первоначально англичане хотели создать для танка 114-мм орудие, но в США уже велись работы над 120-мм для своего тяжёлого танка М103. Потому в Великобритании решили начать совместный проект и использовать американский опыт.

Новое нарезное орудие L1 калибром 120-мм имело длину 7,4 метра и весило почти 3 тонны. Для установки его на танк нужно было создавать новую башню и немного изменить шасси. К 1950 году проектирование продолжались, и до создания прототипа было ещё далеко. Чтобы ускорить работы, и проверить качество ходовой части были созданы танки FV221. На корпус "Завоевателя" поставили башню от "Центуриона" с 84-мм пушкой. К 1953 году было собрано 10 танков FV221 Caernarvon которые отправили на испытания.



FV221 Caernarvon. Корпус FV214 Conqueror (Завоеватель) и башня "Центуриона".

Наконец в 1953 году были заказаны первые 20 тяжёлых танков которые собрали к лету 1955 года. Длинна корпуса "Завоевателя" составляла 7,6 метров, ширина 4 метра, высота 3,4 метра. Британский тяжёлый танк "Завоеватель" впечатлял своей массой в 65 тонн. На стадии проектирования его классифицировали как "тяжёлый артиллерийский танк". Такое обозначение было уникальным, использовалось только в Великобритании и связано с большим калибром орудия.



Слева танк "Центурион", справа FV214 Conqueror (Завоеватель).

Корпус танка был сварен из катаной стальной брони. Передняя лобовая часть имела разную толщину. Верхняя лобовая часть корпуса 120-130 мм и находилась под углом в 61 градус, а нижняя лобовая часть всего 76-77 мм. Корма и борта корпуса имели толщину 51 мм, борт танка дополнительно защищали стальные пластины и "юбка". Днище корпуса имело толщину в 17-20 мм, под водителем находилась дополнительная "противоминная пластина" толщиной 10 мм.

Башня танка была полностью литой, лобовая часть имела толщину 230-325 мм (9,4 - 13,3 дюйма) под углом в 60 градусов. При этом разные источники указывают разные цифры, к примеру есть информация, что лобовая часть башни была всего 130-170 мм. Стоит сказать, что некоторые энтузиасты из Великобритании попытались найти ответы в архивах и были разочарованы. Хотя с документов давно снят гриф "секретно", но в них нет точного указания по толщине брони башни, а только уровень защиты, который эта броня башни должна обеспечивать.



Британский FV214 Conqueror (Завоеватель). Бронетанковый музей Кубинка, 2014 год.

Предполагалось, что такой брони хватит против 122-мм снарядов ИС-3. Связано это с тем, что броню танка "Центурон" испытали с помощью советских 100-мм бронебойных и фугасных снарядов, и в целом остались довольны. Если выдержал "Центурион", то более тяжёлый "Завоеватель" тоже справиться.

На танке "Завоеватель" стоял бензиновый двигатель "Роллс-Ройс Метеор М120" мощностью в 810 л.с. Запас топлива был 960 литров, при этом двигатель требовал 650 литров на 100 км, так что дальность хода была всего 140-150 км при условии что танк движется по дороге! Максимальная скорость танка не превыгала 35 км/ч. "Завоеватели" хотели использовать в обороне, потому скорость и запас хода не стали увеличивать.



Двигатель Rolls-Royce Meteor Mark III. Танковый музей в Бовингтоне.

Кроме основного был дополнительный двигатель для генератора электрического тока, чтобы питать электродвигатели поворота башни, несколько радиостанций и маленький бойлер с горячей водой. Экипаж состоял из 4 человек: командира, водителя, наводчика и заряжающего. В левой части кормового листа находиться небольшой ящик с "пехотным телефоном", для связи солдат на поле боя с командиром танка. Кроме того, в задней боковой части башни стояла катушка для прокладки телефонного кабеля.



Башня "Завоевателя". Командирская башенка с пулеметом и катушка для кабеля.

Еще одной особенностью танка была первая попытка создать систему управления огнем. Для командира танка была предусмотрена специальная башенка в которой находилась оптика и дальномер. Пока наводчик вел огонь по одной цели командир танка мог выбрать следующую, измерял расстояние дальномером и говорил данные наводчику. Кроме этого у командира был отдельный прицел для пулемета, который располагался над командирской башенкой. Огонь из 7,62-мм пулемета "Браунинг" М1919 можно было вести находясь под защитой брони, а вот для перезарядки пришлось бы высунуться из танка.



Фото позволяет оценить размер 120-мм орудия FV214 Conqueror (Завоеватель)

"Завоеватель" не мог стрелять на ходу и должен был вначале остановиться перед выстрелом. Орудие было стабилизировано по вертикали и заряжалось вручную, снаряд и метательное вещество закладывались по отдельности. Было два типа снарядов: бронебойно-подкалиберные и бронебойно-фугасные (HESH) снаряды. На испытаниях начальная скорость 120-мм бронебойно-подкалиберных снарядов достигала 1430 м/с и они могли пробить до 390 мм вертикальной брони, либо до 120 мм брони под углом в 55 градусов. Лоб корпуса ИС-3 имел толщину 110 мм и находился под углом в 55 градусов. Боекомплект составлял 35-37 выстрелов.

image Click to view


Архивное видео с танковых маневров 1961 года, на 00:21 секунде хорошо видно, как раскачивается орудие "Завоевателя" при движении.

Тяжелее всего в танке "Завоеватель" приходилось заряжающему, поскольку фугасные снаряды весили 16 кг, а метательный заряд для них почти 19 кг. Кроме того нужно было уложиться в норматив 4 выстрела в минуту и 16 выстрелов за 5 минут. Ходили слухи, что на роль "заряжающих" отбирали наиболее крепких ребят, которые проходили дополнительную силовую подготовку. Позже военные приняли решение поставить механизм для облегчения заряжания танка. После выстрела гильза падала в специальный канал, скатывалась и вставала вертикально. Затем механизм поднимал её по желобу, и через небольшой люк гильза выбрасывалась наружу. Однако по отзывам заряжающих этот механизм редко работал правильно. Снаряд часто выпадал или застревал, тогда заряжающему приходилось лезть самому и пытаться аккуратно вытолкнуть гильзу. Заряжающий также отвечал за "чайный бойлер" в котором находился кипяток для заварки чая и разогрева пайков.



Солдаты 11-го гусарского полка пополняют снаряды танка "Завоеватель", 1962 год.

Тяжёлый танк "Завоеватель" поступил на вооружение в 1955 году и служил скорее машиной поддержки и прикрытия для более лёгких "Центурионов". Всего было выпущено 185 единиц. Большинство танков отправилось в британских войсках которые находились Западной Германии. Солдаты, которые первыми получили эти танки сразу оценили их размеры и поняли, что теперь у них будут проблемы. Первые танки прибыли в Гамбург где их погрузили на платформы и тягачами должны были доставить в Хёне. Дорога длинной в 150 км должна была занять 3 часа, но растянулась на 13 часов!




Дело в том, что ни одни мост не был рассчитан на подобную массу. Потому перед мостом танк съезжал с транспортера, затем тягач и танк проходили мост по отдельности. Далее "Завоеватель" снова заезжал на платформу и дальше его тянул тягач до следующего моста. В 1958 году сразу 5 танков вышли из строя из-за отказа двигателей. Воздухозаборники находились близко к гусеницам, а фильтры не всегда очищали воздух от пыли. Кроме того танки не влезали в имеющиеся ангары, которые немцы строили для танков Pz-4, длинная пушка не давала закрываться воротам. Пришлось прорезать дыры и когда ворота закрывали - дула орудий торчали на улице.



Тяжелый танк "Завоеватель" в музее острова Уайт.

Капризные бензиновые двигатели, огромные размеры, большая масса, сбои в работе механизмов башни вызывали постоянные проблемы с "Завоевателями". Если танки двигались своим ходом, то легко разрушали дорожное покрытие. Когда у британцев появилась отличная 105-мм пушка L7 которую можно было поставить на более лёгкий танки, то это сразу поставило "крест" на дальнейшей судьбе тяжёлых танков FV214. Последним гвоздем стал танк FV4201 "Чифтен" принятый на вооружение в 1966 году. С его появлением "Завоеватели" стали просто не нужны. Становилось понятно, что время "тяжёлых танков" уходит и начинается переход к идее ОБТ - основных боевых танков.




(с)
См.также:

Американские тяжелые танки, прошлого века

История французских танков - легенды и забытые проекты

Немецкие танки. Уникальные и парадоксальные

Сверхтяжелые танки "MAUS" и E-100 (Германия)

Боевое применение тяжелых танков ИС-3

великобритания, танк, техника, оружие

Previous post Next post
Up