Вагон No 1 Российской империи - так назывался поезд, на котором царь Николай Второй вместе со штабом управления и свитой передвигался по стране, совершая инспекционные поездки, официальные визиты или просто путешествуя с семьей. Состав представлял собой подлинный дворец на железнодорожных колесах, внутри которого Николай Александрович имел возможность жить и работать в привычных для монарха условиях. Когда началась Первая мировая война, императорский кортеж превратился в постоянную резиденцию Николая II. Здесь же 2 марта 1917-го последний российский монарх подписал отречение от престола.
Характеристики царского поезда
Постройка главного локомотива великой державы началась согласно личному распоряжению царя Александра Третьего, решившему, что русский монарх должен располагать отдельными средствами передвижения во время внутренних инспекций и зарубежных поездок железнодорожными путями сообщения. Уже после смерти Александра Александровича для его наследника в мастерских Николаевской ж/д был построен Императорский поезд (1896), который с ходом времени менял состав и количество вагонов согласно растущим государственным требованиям и числу Романовых-младших.
К примеру, в 1902 личный ж/д-эшелон царя состоял из десяти вагонов : спальная Императора и Императрицы, салон для приемов, рабочий кабинет, кухня, столовая, детская, отделения для прислуги, железнодорожных работников, свиты, членов семьи, багажный отдел, а также специально оборудованная молельня. Вся отделка из лучших материалов и по последней художественной моде - красное полированное дерево, французский биметалл, серебро, кожа и другие материалы, позволившие декораторам превратить царский кортеж на рельсах в идеальную комбинацию комфортабельного передвижения и рабочих функций.
Фотографии императорского поезда
Внутренний вид одного из вагонов.
После отречения императора роскошный ж/д-кортеж остался без хозяина, после чего началась череда переходов из рук в руки. От царя к Временному правительству, от Керенского к Троцкому, после которого знаменитый эшелон окончательно пал жертвой гражданской войны. Последние останки царской ж/д-роскоши разрушили в 1941-м и до наших дней дошли лишь фотографии императорского поезда и его декоративной обстановки.
Стены и мебель были обтянуты обивкой в английском стиле с растительными орнаментами.
Вид на столовую
Женское купе.
Женское купе.
Внутренний вид одного из вагонов.
Женское купе, возможно, для принцесс.
Стены, потолки и мебель из полированного дуба, грецкого ореха, белого и серого бука, клена и карельской березы были покрыты линолеумом и коврами.
Интерьер одного из вагонов.
В салоне была мягкая мебель из красного дерева. Стены, диваны, кресла и стулья были выложены в полосатых фисташковых занавесках; плюшевый ковер на полу имел проверенный дизайн.
Обеденный вагон.
Интерьер одного из вагонов.
Купе для фрейлины (младшая придворная).
Ванная комната.
Столовая.
Вагон для приёма гостей.
Купе Николая II.
Интерьер одного из вагонов.
Туалет.
Интерьер одного из вагонов.
Стены, окрашенные в синий цвет и украшенные позолотой, выглядели красиво.
Интерьер одного из вагонов.
Столовая в ресторане.
Столовая в ресторане.
Великая Княгиня Анастасия в Императорском поезде в 1916 году.
Императрица Александра, Царь Николай II и Царевич Алексей.
Царь Николай II в окне поезда.
Царь с генералами во время ужина.
Поезд был построен между 1894-96 годами в Николаевской железнодорожной компании.
Один из вагонов. 1910-е
istorik