Как была проиграна война: Тим Боуден размышляет о жизни корреспондента войны во Вьетнаме

Jan 12, 2022 19:09





Корреспондент ABC Тим Боуден (справа) со своим телохранителем морской пехоты США Джимом Китом недалеко от Дананга, Южный Вьетнам, 1966 год

Сейчас это кажется невероятным, но оптимизм, связанный с вмешательством союзников во Вьетнамскую войну в 1966 году, был оптимистичным. Президент Линдон Б. Джонсон довел участие США до полумиллиона человек. До катастрофического (для союзников) Тетского восстания оставалось два года.



Южновьетнамская армия храбро и хорошо сражалась против Вьетконга и регулярной армии Северного Вьетнама. Они несли огромные потери, как и продолжалось, даже когда армия США считала, что они вели большую часть полезных боев. Это была иллюзия.

Репортеру всегда трудно освещать партизанскую войну. По сути, вам просто нужно выйти в поле в надежде, что что-то может случиться.

В марте 1966 года я вылетел из Сайгона в Дананг на севере Южного Вьетнама. Американцы доставят вас куда угодно. Это была первая - и последняя - «открытая» война, на которую приглашали корреспондентов отовсюду, чтобы показать, как хорошо они борются с коммунизмом.

Я присоединился к 24-часовому патрулю в «зоне свободного огня» возле Дананга с морскими пехотинцами США. Ко мне даже приставили личного телохранителя, молодого младшего капрала морской пехоты Джима Кейта, который уже получил пять Пурпурных сердец - медалей за ранение в бою.

Зоны свободного огня не означали, что там никто не жил. Большинство вьетнамских фермеров предпочли остаться и возделывать земли своих предков. Но по ночам американцы стреляли из минометов в сельскую местность, чтобы умышленно вывести из строя северовьетнамские войска, которые контролировали район в темное время суток, и часто атаковали патрули, подобные тому, к которому я решил присоединиться. Жертвы среди мирного населения были неизбежны.

Классический пример того, почему войну нельзя было выиграть

Нашего командира взвода, который мне показался лет на 16, поддерживали два огромных танка, которые грохотали по местности «со всей тонкостью атаки слонов», как я тогда записал.

Этот вид деятельности шел рука об руку со стратегией «завоевать сердца и умы людей», которая имела неудачную аббревиатуру WHAMMO. (Другой корреспондент позже рассказал мне, что видел солдата в районе Дельты Южного Вьетнама с лозунгом «Позвольте мне завоевать ваше сердце и разум, или я сожгу ваш гребаный дом», нарисованным на его боевом шлеме. ..)

В какой-то момент нашего шумного продвижения по сухим рисовым полям морской пехотинец, которому, как я подозреваю, либо было скучно, либо он хотел подействовать, чтобы произвести на меня впечатление, объявил, что видел нечто, что, по его мнению, было шлемом «жесткого корпуса»* северовьетнамца. солдат в ближайшем селе.

Танки заняли позицию и обстреляли деревню из своих тяжелых орудий, разрушив при этом небольшую буддийскую пагоду под крики и возгласы морской пехоты. На всякий случай они вызвали артиллерийский удар со своей базы.

Ранее в патруле я был в ужасе, увидев, как командир патруля морской пехоты собирает стариков и женщин и заставляет их идти перед двумя танками в качестве людей-миноискателей по пересеченной местности.



Морской пехотинец США стоит за вьетнамскими сельскими жителями, которых заставляют идти по предполагаемому минному полю ( Тим Боуден )

Когда я спросил об этом, командир патруля сказал мне, что он потерял своего лучшего капрала за неделю до этого, когда наткнулся на ловушку в этом районе. Он сказал, что жители деревни знали, где находятся мины, и скапливались вокруг и не двигались, когда приближались к одной из них.

Хотя с одной стороны это можно было понять, это выглядело не очень хорошо. Можно было бы подумать, что она не завоевала ни сердец, ни умов. Вот почему американцы в конечном итоге проиграли войну.

Сами морские пехотинцы были обучены штурмовать плацдармы и быстро захватывать территорию. Тактика северовьетнамских партизан не соответствовала их стилю. Но полное отсутствие связи с вьетнамцами и их армией было похоже на раковую опухоль, пожирающую все предприятие.

Как сказал мой друг и соотечественник, тасманец, кинооператор Нил Дэвис: «Американцы думали о южновьетнамских солдатах, как о забавных маленьких животных, бегающих повсюду».

Тот патруль из Дананга с морскими пехотинцами США в 1966 году, как я теперь понимаю, был классическим примером того, почему войну нельзя было выиграть. Но в то время так не казалось.

* «Жесткий корпус» - это жаргон для северовьетнамского солдата в надлежащей форме (со стальным шлемом), а не вьетконговского солдата в черной пижаме.

Источник

оккупация, вьетнам, война, сша

Previous post Next post
Up