Где эта улица, где этот дом...

Nov 03, 2021 20:45

Убийство Григория Распутина

«Помещение, расположенное под землей, - отмечал архитектор А.Я. Белобородов, - должно было, в случае приезда князя, служить столовой; в нее спускались по винтовой лестнице, на полпути которой был выход в боковой наружный двор, отделенный решеткой от набережной Мойки».



Дореволюционная открытка с видом Юсуповского дворца в Петербурге.


«Помещение, куда должен был вечером приехать Распутин, - писал хозяин-убийца, - расположенное в подвальном этаже дома, только что было отремонтировано. Предстояло обставить его так, чтобы оно производило впечатление обычной жилой комнаты и не возбудило у Распутина никаких подозрений: ему могло показаться странным, если бы его провели в неуютный и холодный подвал.



Слева от входной двери - окна кабинета, в котором находились гости князя Ф.Ф. Юсупова.
Внизу - окна той самой полуподвальной комнаты...

Приехав домой, я застал там обойщиков, натягивавших ковры и вешавших занавеси. Вновь отремонтированная комната была устроена в части винного подвала. Она была полутемная, мрачная, с гранитным полом, со стенами, облицованными серым камнем, и с низким сводчатым потолком. Два небольших узких окна, расположенных в уровень с землей, выходили на Мойку. Две невысокие арки делили помещение на две половины - одну более узкую, другую большую и широкую, предназначенную для столовой. Из узкой части комнаты входная дверь вела на лестницу, с первой площадки которой был выход во двор, а выше по ступенькам - ход в мой кабинет, находившийся в первом этаже дома.



Маленькая дверь по центру восточной стены со двора дома № 92.
За дверью находилась небольшая площадка узкой лестницы.

Лестница, ведущая в кабинет, была неширокая, винтовая, из темного дерева. Входивший в новое помещение попадал сначала в узкую его половину. Здесь уже стояли в неглубоких нишах две большие китайские вазы из красного фарфора, которые необычайно красиво выделялись на мрачной серой облицовке стен, оживляя ее двумя яркими пятнами. Из кладовой принесли старинную мебель, и я занялся устройством столовой.

Шесть ступеней вверх вели в кабинет, с окнами во двор и на канал.



Несколько ступеней вниз - в комнату под сводами.

Маленькие окошки этого полуподвального помещения находились чуть ли не под потолком и выходили на улицу почти у самого тротуара.

Как сейчас, я вижу пред собой до мелочей всю эту комнату. Резные, обтянутые потемневшей кожей стулья, шкафчики черного дерева с массой тайников и ящиков, массивные дубовые кресла с высокими спинками и кое-где небольшие столики, покрытые цветными тканями, а на них кубки из слоновой кости и различные предметы художественной работы. Особенно запомнился мне среди всех этих вещей один шкаф с инкрустациями, внутри которого был сделан целый лабиринт из зеркал и бронзовых колонок. На этом шкафу стояло старинное распятие из горного хрусталя и серебра итальянской работы XVII века.



Полуподвальная комната под сводами - место совершения убийства.
В центре на шкафчике - хрустальное распятие венецианской работы, утраченное после революции. (В современной экспозиции заменено почему-то распятием русской работы.) 1917 г. Центральный Государственный архив кинофотофонодокументов в Петербурге.

В столовой был большой камин очаг из красного гранита, на нем несколько золоченых кубков, тарелки старинной майолики и скульптурная группа из черного дерева На полу лежал большой персидский ковер, а в углу, где стоял шкаф с лабиринтом и распятием, шкура огромного белого медведя. Посередине комнаты поставили стол, за которым должен был пить свой последний чай Григорий Распутин».



«Общий вид дворика». Левый верхний снимок первой страницы альбома. Государственный музей политической истории России в Петербурге.

Мощеный внутренний двор с деревянной оградой и тремя двойными воротами.



«Вид дверцы и ворот». Правый нижний снимок первой страницы альбома. Государственный музей политической истории России в Петербурге.



«Вид дверцы и следы крови». Первая часть снимка. Государственный музей политической истории России в Петербурге.



«Вид дверцы и следы крови». Вторая часть снимка. Государственный музей политической истории России в Петербурге.



«Вид дверцы и следы крови». Полный вид предыдущего снимка.



«Следы крови на ступеньке». Снимок из альбома. Государственный музей политической истории России в Петербурге.

https://sergey-v-fomin.livejournal.com/47591.html

личность, преступление, легенда, российская империя, знаменитости

Previous post Next post
Up