Сергея Лазо. Дон Кихот революции. Герой гражданской войны, зверски замученный белогвардейцами, которые живым сожгли его в топке паровоза.
Именно так было написано в Советских учебниках по истории. Именно так и запомнилась эта история миллионам советских школьников.
Но так ли было на самом деле? Попробуем разобраться.
Лазо Сергей Георгиевич. 1894-1920
Сергей Георгиевич Лазо родился в 1894 году в Бессарабии, в дворянской семье молдавского происхождения. Учился в Петербургском технологическом институте, в Московском университете. С ранних лет отличался крайним максимализмом и стремлением к справедливости, поэтому совсем неудивительно, что в студенческие годы был участником деятельности революционных кружков, которых в университетской среде было предостаточно.
В июле 1916 года Сергей Лазо был мобилизован в Императорскую армию, а в декабре того же года прапорщик Лазо был назначен в 15-й Сибирский запасный стрелковый полк, который стоял в Красноярске. Здесь, в Красноярске, Лазо сблизился с политическими ссыльными, вступил в партию социалистов-революционеров (эсеров) и принялся вместе со своими товарищами по партии вести пропаганду против войны среди солдат.
В марте 1917 года до Красноярска дошло известие о февральской революции в Петербурге. Солдаты 4-ой роты стрелкового полка на общем собрании приняли решение отстранить от исполнения обязанностей подпоручика Смирнова, который заявил о верности присяге, и избрать своим командиром прапорщика Лазо.
Кадр из фильма "Сергей Лазо"
В июне Красноярский совет послал Сергея Лазо делегатом в Петроград на I Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. На съезде на Лазо произвела огромное впечатление речь Ленина, идеи, которые были озвучены вождем мирового пролетариата в этом выступлении, показались ему еще более радикальными, а, стало быть, еще более привлекательными для него, чем идеи эсеров. Сергей Лазо примкнул к большевикам.
В конце 1917 года в Иркутске, Омске, других сибирских городах была установлена Советская власть, причем, Лазо принимал в этом самое непосредственное участие. Однако, уже осенью 1918 года советская власть в Сибири пала и была установлена диктатура Верховного правителя адмирала Колчака. Партия большевиков уходит в подполье.
Сергей Лазо становится членом подпольного Дальневосточного областного комитета РКП (б), командует партизанским отрядом Приморья .
Отряд Лазо, как и большинство партизанских отрядов времен гражданской войны был очень колоритным. Состоял он, по большей части, из беднейшего пролетариата, то есть, из самой, что ни есть голытьбы, а так же из уголовников из читинской тюрьмы, которых освободили большевики с условием, что братва пойдет воевать за мировую революцию.
Комиссарши
Кроме того, в отряде служили две женщины-комиссарши. Одна из них, бывшая гимназистка, дочка губернатора Забайкалья, убежденная анархистка. Она общалась с уголовниками исключительно «по фене» и лихо управлялась с огромным маузером. Вторая - Ольга Грабенко -- была украинской красавицей и настоящей большевичкой. С ней-то у Лазо и случился роман, который завершился браком. Медовый месяц молодые провели, пытаясь выбраться из окружения. Таковы превратности гражданской войны.
В 1920 году правительство Колчака пало. Партизаны решили, что наступил подходящий момент для свержения во Владивостоке колчаковского наместника генерала Розанова. И Лазо приступил к реализации замысла. 31 января 1920 года партизаны, которых насчитывалось несколько сотен, захватили город, в первую очередь заняв вокзал, почту и телеграф. Розанов бежал из Владивостока. Однако, Лазо по какой-то причине не принял во внимание тот факт, что Владивосток был занят японскими интервентами.
До поры до времени они с самурайской выдержкой наблюдали за событиями, однако, известный Николаевский инцидент, в ходе которого партизаны и анархисты сожгли город Николаевск-на-Амуре, разгромив военный гарнизон и расправившись с японской колонией в Николаевске-на-Амуре потряс Японию. Он был использован правительством Япониидля оправдания массированного вмешательства в дела России.
В ночь с 4 на 5 апреля 1920 года японцы напали на органы советской власти и военные гарнизоны Дальневосточной республики в Хабаровске, Владивостоке, Спасске и других городах Дальнего Востока России и захватили их.
Член подпольного Дальневосточного областного комитета РКП Сергей Лазо
Лазо был арестован прямо в здании колчаковской контрразведки, куда он шел ночью, уже зная о японском наступлении, чтобы уничтожить важные документы.
Вместе с ним были арестованы два других активных участника подполья Сибирцев и Луцкий. Несколько дней их содержали там же, в здании контрразведки. Затем увезли в сторону Гнилого угла. Ольга Лазо искала мужа, но в японском штабе ей не сообщили, где он находится.
Слухи о гибели Лазо, Луцкого и Сибирцева стали распространяться лишь через месяц, в мае 1920-го, а уже в июне об этом стали говорить как о факте.
Итальянский журналист Клемпаско общался с японскими офицерами рассказал о том, что Лазо был расстрелян на Эгершельде (мыс Эгершельд, в одном из районов Владивостока), а его труп сожжен. Это сообщение перепечатали многие газеты и распространили мировые информационные агентства.
Лазо, Сибирцев и Луцкий
Но большевиков такая версия гибели красного командира не устроила, и они решили сочинить более красивую. Согласно этой версии, после пыток Сергея Лазо сожгли в паровозной топке живьём, а Луцкого и Сибирцева сначала застрелили, а затем - сожгли в мешках. Вся эта версия построена якобы на рассказе какого-то машиниста, имя которого неизвестно, и содержит массу противоречивых деталей.
Но за то у Маяковского родились такие обличающие и мобилизирующие строчки:
" В паровозных топках. Сжигали нас японцы. Рот заливали свинцом и оловом. Отрекитесь! - ревели, но из горящих глоток. Лишь три слова: - Да здравствует коммунизм! "
Впоследствии возник еще один исторический казус: в 1970-е в Уссурийске установили паровоз, в топке которого якобы сожгли Лазо. Делали это в такой спешке, что на постаменте оказался американский локомотив 1930-х годов выпуска.
В последнем издании «Истории Дальнего Востока России» указывается, что реально отверстие паровозной топки было очень маленьким (64 × 45 см) для того, чтобы через него протолкнуть человеческое тело в топку.
Хрестоматийная версия о гибели Сергея Лазо хорошо вписывалась в схему гражданской войны, нарисованную советскими историками: лучшие из героев всегда погибают, и чем страшнее смерть героя, тем поучительнее его пример для потомков.
Паровоз Ел−629, в топке которого, как гласила официальная версия, был сожжён Сергей Лазо, в 1972 году установлен как памятник на станции Уссурийск
Мемориальная табличка на тендере паровоза Ел−629
Впоследствии один из советских краеведов разыскал документы о том, что Лазо под именем прапорщика Козленко был расстрелян на Эгершельде и затем там же и сожжен. Органами СМЕРШ в 1945 году был арестован в Китае бывший казак, стоявший в оцеплении на Эгершельде, когда массово расстреливали арестованных большевиков и партизан, захваченных в ночь на 5 апреля 1920 года. Был среди них и прапорщик Козленко, в котором казак опознал Лазо. Японцы спокойно наблюдали за этой экзекуцией. Тело Лазо сожгли там же, на Эгершельде.
Как утверждал исследователь П. А. Новиков, казнь советских руководителей стала ответом белых за убийство красными на станции Верино в ночь на Пасху 25 апреля 123 офицеров, тела которых были сброшены в реку Хор.
Памятник Сергею Лазо во Владивостоке
https://pikabu.ru/story/gibel_sergeya_lazo_chto_na_samom_dele_sluchilos_s_geroem_revolyutsii_7465247https://www.liveinternet.ru/users/gregoryh/post141016571