Еще некоторые из исчезнувших дворцов Петербурга

Jul 02, 2021 11:06

Здравствуйте уважаемые.
Закончим, пожалуй эту тему и вспомним еще несколько дворцов интересных.

Пелла
Эта резиденция и парк был заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1785 году. Находился на месте современного города Отрадного, на левом берегу Невы возле Ивановских порогов.


Раньше тут находилась мыза Ивановская, которая принадлежала Ивану Ивановичу Неплюеву. Екатерина II приобрела её для внука Александра. Назвали Пелла - в память о древней столице Македонии, где родился Александр Македонский
Екатерина писала в одном из писем:


… Я нахожусь… на изгибе Невы, ниже здешних порогов. В настоящую минуту эти пороги от меня вправо, и на таком же расстоянии влево я вижу из окна впадение в Неву речки Тосны. От порогов до устья Тосны материк образует большой полумесяц, в середине которого находится Пелла… Через четыре года у меня будет прекрасный дом на этой земле; основание его уже заложено, а пока я живу в деревянном доме прежнего владельца, строении, которое скорей огромно, чем красиво. Нева в этом месте имеет вид большого озера: множество судов, короче весь торговый груз и строительный материал Петербурга проходит мимо моих окон, и всё в эту минуту в движении на воде и на берегу…
Проект будущего дворца было поручено разработать архитекторам Кваренги и Старову. После ознакомления с их предложениями Екатерина II приняла решение построить дворец по чертежам Старова.
Пеллинский дворец, по замыслу архитектора, должен был стать крупнейшей императорской резиденцией в России.


Весь комплекс зданий было задумано построить в виде 23 отдельных специализированных зданий, соединённых переходами-галереями. Большой дворец должен был быть окружён восемью большими жилыми и 16 служебными зданиями. Здание главного дворца планировалось построить в классическом стиле, но с невероятным размахом и величием. По сторонам дворца шли службы, кухни, оранжереи, сараи и т. д.,- все эти постройки были соединены галереями, арками, колоннадами, так что при въезде составляли как бы одно огромное здание: обширный сад с прудами и другими украшениями был разбит в английском вкусе.


Дворцовое имение Пелла стало одним из любимых мест отдыха Екатерины II.
В ноябре 1789 года в связи с русско-турецкой войной строительство было временно приостановлено. К этому времени уже были полностью построены девять основных жилых зданий и несколько галерей. Затем, в период до 1796 года, были предприняты попытки довести проект до конца, но в полном объёме дворцово-парковый ансамбль так и не был сооружён.
После смерти Екатерины II Павел I приказал разрушить постройки, приказ об этом был отдан в декабре 1796 года. С мая 1797 по начало 1801 года шесть из девяти отстроенных зданий были полностью разобраны. Материал был использован в дальнейшем на строительстве Михайловского (Инженерного) замка, Казанского собора в Санкт-Петербурге и одной из церквей.
Впрочем, от постройки уцелела одна красивой архитектуры с башенками колоннада; по преданию, это была конюшня, по другим, птичий двор; одно время это здание было занято принадлежностями конной артиллерии, деревянные казармы которой построены на месте прежде бывшего дворца. Во многих местах вокруг казарм видны следы вырытых фундаментов прежде бывших зданий.


До наших дней сохранились только здания почтового двора и конюшни (значительно разрушенные во время Великой Отечественной войны) - ныне находятся на территории завода «Пелла».

Английский дворец (он же Новый Петергофский дворец)
Палаццо в Английском парке на юге Петергофа, выстроенный по заказу Екатерины II архитектором- Джакомо Кваренги в 1781-1789 годах.


Это первая постройка Кваренги в России. Как и некоторые позднейшие его сооружения, представлял собой монументальное трёхэтажное здание с многоколонным фронтоном. Главный вход был акцентирован широкой ведущей на бельэтаж гранитной лестницей и восьмиколонным портиком коринфского ордера с треугольным фронтоном. Западный фасад имел лоджию с шестью колоннами. Цокольный этаж был облицован гранитом. Архитектурное решение и декоративная отделка интерьеров отличались лаконичностью, большая роль в них отводилась лепке и орнаментальной росписи стен и перекрытий. Строительство длилось 15 лет и завершилось в 1796 году.


Императрица Екатерина II, на берегу Английского пруда рассчитывала уединяться от суеты придворной жизни. При Павле I дворец постигла судьба других новопостроенных царских резиденций: он был превращен в казарму. Позднее, в царствование Александра I (1802-1805), под непосредственным наблюдением Кваренги дворец был основательно отремонтирован; тогда же была завершена отделка интерьеров в стиле классицизма.


Вплоть до Февральской революции здание на берегу пруда служило местом, где останавливались иностранные дипломаты и другие гости, посещавшие летние приёмы в Старом императорском дворце. Время от времени здесь устраивались общественные мероприятия, выставлялись картины.
После революции действовал как санаторий. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, дворец был разрушен; после войны восстановительные работы не велись. Частично сохранились подвалы и цокольная часть здания.


Баболовский дворец
Это банный павильон из десяти комнат в Баболовском парке Царского Села. Построен в 1785 году в «готическом вкусе» для Григория Потёмкина.


Каменное здание было сооружено вместо деревянного пятикомнатного дома, расположенного на краю леса у деревни Баболово. Асимметричное в плане (что было новым словом в архитектуре того времени) одноэтажное сооружение было поставлено на холме на берегу Серебряного пруда. Два основных корпуса, сходящихся под углом, соединила восьмигранная башенка, покрытая шатровой крышей. Фасады были оформлены в неоготическом стиле, парапеты выполнены в виде зубцов. Стены, сложенные из красного кирпича, были оштукатурены снаружи (исключая аванзал и ванный павильон), выкрашены в белый цвет и декорированы рустом. Цоколь дворца и его карнизы выполнены из светлого путиловского камня. Карнизы украшены светлыми модульонами. Дверные и оконные наличники имели два варианта оформления - оштукатуренные были выкрашены в белый цвет либо в наличники были встроены детали из светлого пудостского камня.


Все здание состоит из десяти помещений, из которых (исключая одно) есть выходы в пейзажный Баболовский парк. Обыкновенно во дворце насчитывают семь комнат, объединяя всю банную часть в одно помещение. Банную часть составляют галерея, комната для мытья, парильня, комната для подогрева воды. Гостиная или аванзал, овальное в плане помещение, примыкает к двум спальням, за ними располагались служебные комнаты и зал с круглой ванной-бассейном. Диаметр мраморной ванны составлял 3,5 метра. Вода в неё подавалась, вероятно, из Таицкого водовода
Несмотря на название, здание не было дворцом в полном смысле слова. Оно предназначалось для размещения так называемых «холодных бань» и изредка использовалось для временного проживания и небольших приемов. Первый его владелец, Григорий Потемкин, бывал в нём редко.


В 1823-1829 году обветшавший архитектурный каприз был обновлён по проекту Василия Стасова. Стасов в целом сохранил замысел первого архитектора дворца, но главным помещением в перестроенном здании он сделал уже не аванзал, а Холодную баню. Изначально восьмигранный павильон бани был перестроен в башню, увенчанную шатровой крышей. Важным моментом реконструкции стало возведение каменного свода над «Царь-ванной» - огромной ванной из темно-розового финского гранита (высота - 192 см, диаметр - 533 см, вес - 48 т) работы мастера Самсона Суханова, установленной в полуподвале по проекту инженера Бетанкура вместо более скромной по размерам, отделанной мрамором ванны. С этого времени Баболовский дворец стал известен именно этой монументальной ванной.


После революции во дворце была проведена инвентаризация, и он стал хранилищем коллекции мебели 1830-1840 годов, тем не менее, он не использовался как музей. По сообщению Г. Лукомского, дворец был отремонтирован в 1918 году. Через восемь лет, в 1926 году была отремонтирована его крыша.
В советское время в этом здании до войны размещалась школа 100-й Авиационной штурмовой бригады Ленинградского Военного округа города Пушкина. С её началом, как объект военного назначения, здание и его окрестности были подвергнуты жестоким бомбардировкам. С 1941 по 1944 год дворец находился в зоне оккупации. В ходе боёв пострадал парк, были разрушены плотина на речке Кузьминке, служившая мостом, Таицкий водовод, гроты, служебные помещения, располагавшиеся за мостом. Вода из Большого пруда была спущена.


При отступлении немецких войск дворец сгорел, при этом погибли все интерьеры, а также часть каменных сводов (кирпичный свод над «Царь-ванной» уцелел) и несущих стен

Орловский дворец
Дворец в составе усадьбы князей Орловых в Стрельне, пригороде Санкт-Петербурга в неоготическом стиле.


Около 1800 года в Стрельнинской слободе была построена первая казённая дача с главным домом и флигелем, которую выкупил советник Польской канцелярии Ф. Е. Кудер. В 1820-х имение уже принадлежало баронессе Строгановой. У неё в начале 1830-х землю выкупил князь Алексей Орлов. Дополнительные земли пожаловал Орлову в 1834 году император Николай I: участки были заселены, и ради высочайшего подарка пришлось переносить дома и постройки прежних хозяев в другое место.


Усадебный ансамбль по проекту архитекторов Иосифа Шарлеманя и Петра Садовникова был сформирован в 1833-1839 годах и выдержан в модном тогда готическом стиле. В него вошли деревянный двухэтажный дворец с флигелями, башня и обширный пейзажный парк. Спроектированный Садовниковым двухэтажный дворец графа Орлова был выполнен из дерева и обращён к пруду главным фасадом. С северной стороны имел четырёхэтажную башню. Восьмигранные пилоны по углам здания, зубчатые парапеты над карнизами, эркеры, стрельчатые фронтоны придавали дворцу живописный вид.


Планировочное решение было простым - центральный двухэтажный объём соединялся с двумя флигелями одноэтажными корпусами. В центре обращённого к пруду главного фасада выделялась широкая крытая терраса с выходом в парк. Её крыльцо с двух сторон украшали чугунные орлы на шаре - символ рода Орловых
Возле террасы на двух высоких постаментах стояли бронзовые скульптуры «Укротителей коней» П. К. Клодта, авторское повторение установленных на Аничковом мосту.


С 1840-х по 1850-е Садовников работал над пейзажным парком и усадебной территорией. По его проекту в южной части имения были созданы готические колодец и башня-руина с гротом. В центре пруда был насыпан островок, получивший название «Остров Любви», к нему вёл Туфовый мост. В пейзажном парке разместился лабиринт «как у Минотавра» с домиком в центре
После революции усадьбу национализировали, начиная с 1920 года в разное время в ней располагались сначала Летняя детская колония, затем школа ОСОАВИАХИМ, школа фабрично-заводского ученичества и кинотехникум. Территория парка принадлежала танковому полку и использовалась для стоянки техники. В сентябре 1941 года Орловский дворец сожгли при отступлении советские войска


Ульянка
Усадьба, принадлежавшая графскому роду Шереметевых.


Усадьба неоднократно переходила из рук в руки, пока в 1806 году её хозяином не стал граф Николай Шереметев. Шереметевы владели Ульянкой вплоть до революции. Последний владелец, граф Александр Шереметев, основал в 1884 году пожарную команду, для которой на месте бывшего кабачка было построено депо. По соседству с имением находился храм святителя Петра Митрополита с небольшим кладбищем, а за имением - сад, переходивший в лес.


После революции на месте имения была образована школьная колония «Новь», ряд построек усадьбы был разрушен, но в целом она сохранилась.


В годы Великой Отечественной войны Ульянка, как и другие южные предместья Ленинграда, была почти полностью разрушена. Господский дом усадьбы Шереметевых, построенный по проекту архитектора И. Д. Корсини, а также пожарное депо и храм Петра Митрополита были разрушены. В послевоенные годы на месте усадьбы было возведено здание школы № 456 (ныне - филиал Дворца детского и юношеского творчества Кировского района). Историческая территория усадьбы частично входит в состав современного Воронцовского сквера.


Приятного времени суток.

города

Previous post Next post
Up