Монгольская помощь Красной Армии

May 09, 2021 19:48





Первым союзником Советского Союза в борьбе с гитлеровской Германией стала не Великобритания, и не США. Первой откликнулась с предложением помощи СССР Монголия.



В день начала Великой Отечественной войны советского народа состоялось совместное заседание Президиума Малого Хурала, Совета министров МНР и ЦК МНРП, на котором было принято постановление «О вероломном нападении фашистской Германии на СССР», где четко определилось отношение МНР к этой войне. В нем говорилось, что народ свободной, независимой страны осуждает акт нападения гитлеровской Германии на СССР и «... верно следуя союзническим обязательствам, принятым по Протоколу о взаимной помощи между МНР и СССР от 12 марта 1936 г., встанет на стороне советского народа и окажет необходимую помощь в его победоносном ведении отечественной войны», что «... он (монгольский народ) готов рука об руку с советским народом грудью встать на защиту свободы и независимости, на защиту завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции».

23 июня 1941 г., состоялся митинг трудящихся г. Улан-Батора. На митинге выступил премьер-министр МНР Х. Чойбалсан с призывом к народу «... еще теснее сплотиться вокруг партии и государства, неуклонно укреплять экономическую и оборонную мощь своей страны и встать на стороне СССР», что было воспринято монгольским народом. По всей стране прокатилась волна митингов и собраний, на которых выражалось искреннее желание оказать помощь советскому народу и Красной Армии.
Таким образом, оказание всевозможной помощи в борьбе советского народа против гитлеровских захватчиков стало «главной задачей МНР в годы Второй мировой войны».

Прослеживая историю тех лет, можно обнаружить, что стремление монгольского народа помочь фронту Великой Отечественной войны возникло без всякого принуждения, по доброй воле самих аратов с самого начала войны и очень скоро превратилось во всенародное движение. Первыми на призыв Правительства откликнулись рабочие Улан-Баторского Промкомбината, Теплоэлектростанции и жители столицы. Были и конкретные случаи, которые могут служить иллюстрацией этой истории:

- уже 24-26 июня 1941 г. поступили первые заявления от военнослужащих МНР маршалу Х. Чойбалсану с просьбой отправить их на фронт громить фашистов вместе с красноармейцами. Посланник СССР в МНР Иванов 13 августа 1941 г. переслал настоящие заявления в НКИД СССР. Генеральный секретарь НКИД А.А. Соболев в депеше Иванову от 12 сентября 1941 г. просил поблагодарить добровольцев за их готовность воевать в рядах Красной Армии и разъяснить, что сейчас нет необходимости привлекать
добровольцев-иностранцев.

27 июня 1941 г., к маршалу Х. Чойбалсану обратился арат Д. Авид и просил подарить быка Красной Армии. Монгольский руководитель пояснил ему положение дел и, поблагодарив его, сказал, что «... будем чувствовать, что от Вас уже приняли быка и популяризовать Ваш поступок».

Приход арата показался бы совсем незначительным, маленьким эпизодом, который никто бы не вспомнил, если бы он не послужил толчком к организации сбора подарков.
Сбором средств непосредственно руководили Правительство страны и МНРП, их центральные и местные органы, благодаря чему движение расширялось и осуществлялось во всевозможных формах, как материальных, так моральных. Материальная помощь начиналась со сбора подарков для красноармейцев. По мере расширения инициативы и стремления масс помочь Красной Армии, в сентября 1941 г., была создана Центральная Комиссия, на которую была возложена задача «...организации сбора подарков и отправления их красноармейцам, героически воевавшим против немецких фашистов».

Собранные подарки в первую очередь собирались в подарочные эшелоны. В октябре 1941 г. уже был укомплектован первый эшелон подарков из теплой одежды: «... полушубков, меховых жилетов, теплых рукавиц и ремней по 15 000; валенок 15 494 пары, 600 штук теплых кофт, 21 444 ватных халатов и 440 одеял из овчин и индивидуальные подарки - 2851 штук».

Все эти предметы были произведены сверхплана рабочими Промкомбината и Промкооперации, а также руками жителей города Улан-Батора. Отправка эшелона была приурочена к XXIV годовщине Октябрьской революции. Он был направлен в г. Куйбышев.. Общая стоимость подарков составила 1 813 515 тугриков. Кроме этого, в Госбанк СССР наличными было переведено 587 тыс. тугриков. Благодаря организационной деятельности Центральной комиссии и содействию ей со стороны Правительства и МНРП, изо дня в день увеличивался фонд средств для СССР.

Источник

монголия, ссср, память, вторая мировая

Previous post Next post
Up