У легендарного советского режиссера Леонида Гайдая имеется множество работ, которые без преувеличения сделали его великим. Сегодня современники считают его гением, однако в те времена его работа частенько подвергалась критике.
Иногда ситуация доходила до абсурда, когда именитые актеры на полном серьезе задумывались, а стоит ли принимать участие в его фильмах и сберечь репутацию?
За примерами далеко ходить не нужно - знаменитый Олег Даль на протяжении длительного времени раздумывал над тем, сниматься или нет в проекте Гайдая под названием «Не может быть!». Небезызвестная Людмила Шагалова, которую пригласили поработать в той же ленте, очень опасалась, что после премьеры обретен статус классической актрисы комедийного жанра и работа над серьезными драматическими проектами будет невозможна.
Масла в огонь подливали критики и даже зрители. Множество отрицательных отзывов свалилось на фильм под названием «Инкогнито из Петербурга», который едва не стоил Гайдаю карьеры и репутации.
Весной середины 70-х Леонид Иович отправился на «Мосфильм», намереваясь получить разрешение на экранизацию знаменитой книги «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя. Требования режиссера были удовлетворены, после чего он в компании Владлена Бахнова принялся за написание сценария.
Кадр из фильма «Инкогнито из Петербурга»
Чтобы фильм наверняка «выстрелил», Гайдар пригласил на второстепенные роли проверенных актеров, с частью из которых он трудился ранее. Таким образом в киноленте мы можем увидеть фигуры Анатолия Папанова и Сергея Филиппова. Помимо их в картине имеется множество не менее громких имен.
Оставалось лишь отыскать подходящую кандидатуру на главную роль, с чем возникли определенные сложности.
Вначале Леонид Гайдай хотел видеть кандидатуру Олега Даля, однако последний отказался и зарекся впредь сниматься в его фильмах. Следующим кандидатом стал Андрей Миронов, правда к тому моменту он участвовал в съемках «12 стульев». Тогда режиссеру ничего не оставалось, кроме как пойти на рискованный шаг и пригласить менее опытного и известного Сергея Мигицко.
Сергей Мигицко - кадр из фильма «Инкогнито из Петербурга»
После разрешения всех деталей съемочная группа направилась на территорию Рязани, где требовалось отснять некоторую часть сцен.
После команда сменила место дислокации, обосновавшись в маленьком поселке Касимов. Благодаря местному колориту и сохранившейся архитектуре Гайдай добился нужной атмосферы и антуража.
Летом 1977-го года основная часть работы над фильмом была завершена, осталось дело лишь за озвучкой и финальным монтажом. Вскоре картина оказалась перед цензорами Минкульта, в пух и прах раскритиковавших картину. Они настойчиво требовали изменить название и вырезать внушительную часть хронометража, посчитав фильм чрезвычайно скучным и утомительным.
Многие аналитики отмечали низкокачественную операторскую работу и режиссуру в целом, словно Гайдай превратил книжный сюжет в банальный фарс.
Вдобавок его обвиняли в том, что своим провальным проектом он банально подставил звездный актерский состав, который после ожидаемой разгромной критики больше просто не получит значительных ролей.
Неофициальный постер к фильму «Инкогнито из Петербурга», изначально имевший название «Ревизор»
Леонид Гайдай очень переживал, что проект могут вообще «заморозить». Именно этот факт заставил его подчиниться и выполнить все условия, чтобы фильм был допущен к прокату.
К большому сожалению картина и в правду не удостоилась должного внимания, собрав относительно низкую кассу. После сокрушительной неудачи Гайдай около 5-ти лет не снимал фильмы...
Правда по-прошествию времени мнение насчет фильма несколько изменилось, а Леонид Иович Гайдай так и остался гением, подарившим нам массу отличных картин.
(с)См.также:
От смешного до великого. 30 января родился режиссер бессмертных комедий Леонид Гайдай. Пятёрка худших фильмов Гайдая Нетипичная комедия Гайдая «Опасно для жизни»: как снимали и за что критиковали фильм режиссера? Самая первая комедия Гайдая 1958 года, про которую не все знают «12 стульев»: любимое детище Гайдая