В лесу родилась ёлочка, или забытый символизм главного дерева года

Jan 13, 2021 08:44





Сегодня вечером в России празднуют Старый Новый год. Уверен, у многих в домах ещё стоит и ждёт своего часа нарядная ёлка. Ёлка - безусловный и главный атрибут зимних праздников. И не надо про шампанское, оливье и мандарины, пожалуйста. Оливье, например, вообще сравнительно недавно появился на свет. Мандарины придумали есть в праздники тоже недавно. А вот ёлка… Ёлка уже половину тысячелетия символизирует собой Рождество и Новый Год.

Новогодней ёлка стала называться лишь в Советской России, тогда как в царской именовалась рождественской. Опять же потому, что Рождество всегда предшествовало Новому Году. Но кто и когда придумал украшать её к праздникам?



Традиция наряжать дерево к дню зимнего солнцестояния существовала у разных народов ещё в древности, об этом много написано. Водилась такая и у германских племён, ещё до их христианизации. А, как известно, даже после принятия христианства многие народы тащили с собой в новую религиозную жизнь остатки своих старых верований. Все эти оргии и прыжки через костёр в ночь на Ивана Купалу, крещенские гадания и шествия со статуями святых через весь город ни что иное, как наследие древних языческих традиций. Христианская церковь поначалу было пыталась с ними бороться, но потом смекнула, что насильно мил не будешь, и решила многие традиции адаптировать под христианские. Якобы они на самом деле христианские, эти традиции, вот поэтому мы их и соблюдаем. Народ очень быстро в это поверил, принял и адаптировался к жизни и вере в новых условиях. И никто порой даже не обращал внимания, насколько грубо и беспардонно были некоторые моменты притянуты под нужный знаменатель, просто за уши. Например, одно из главных божеств западных славян, Святовит, или Свентовит (у восточных славян - Сварог), святилище которого очень хорошо сохранилось на острове Рюген, был обращён папскими миссионерами в святого Вита. А чего напрягаться, имена новые придумывать? Берём Святовита, имя которого в западнославянских языках созвучно сочетанию «святый вит», и вот пожалуйста - новый католический святой и один из самых великолепных готических соборов мира, ему посвящённый - в Праге.



Святовит (Световит, Свентовит) - современное изображение

Святовит, кстати, уцелел дольше всех как самостоятельный нерелигиозный персонаж в русских былинах в виде богатыря Световита, сохранив при этом всю атрибутику древнеславянского бога - и рог в руках, и лук, и четырёхголовость для контроля за всеми сторонами света. Но мы сейчас не о нём, а всё-таки о ёлке. Всем известно, что на Руси зимнюю ель не наряжали, поскольку Новый Год отмечался не зимой, а с началом жатвы - первого сентября. А в Древней Руси и того веселее - первого марта. И всем известно, что великий европеизатор всея Руси царь Пётр Алексеевич не только переодел страну на европейский манер, заставил бояр бриться и пить водку, но и Новый Год повелел праздновать как в Европе - первого января. Всем известно и про то, что именно Пётр Великий повелел украшать ель как новогоднее дерево. Однако эта традиция, как картошка, приживалась в России очень медленно и долго, почти сто пятьдесят лет, чтобы прочно укорениться у нас лишь к середине XIX века.

История праздничной зимней ёлки в России - отдельная тема. Наша же цель узнать, кто вообще придумал наряжать её к праздникам, и понять, почему вообще, собственно говоря, именно ель? Есть легенда о святом Бонифации, который, обращая германцев в христианство, на глазах у изумлённой публики срубил дуб Одина в священной роще и заявил, что Один - ложный бог, раз его, Бонифация, при вырубке не сразила молния. На логичный вопрос присутствовавших и совершенно потрясённых германцев «А как же теперь жить и как праздновать день зимнего солнцестояния?», он в лучших традициях методички «Доступное католичество для всех» заявил, что дуб повержен, а маленькая ёлочка, росшая у его корней - выстояла. «Вот, дети мои», сказал Бонифаций, «ветви её вечно зелены, что символизирует торжество жизни над смертью, а вершина её гордо стремится ввысь, в Богу истинному!».

Действительно, ель - вечнозелёное дерево, и, когда зимой все другие деревья голые, она зелена и приветлива. Причём ветви её, в отличие от сосны или пихты, расположены на уровне человеческого роста, а не выше его. Очень удобно для украшения! Итак, почему ель - разобрались. А теперь посмотрим, почему с 22 декабря, то есть с зимнего солнцестояния, украшенная ель съехала на два-три дня позже, то есть на сочельник и Рождество.

Есть ещё одна легенда, на этот раз про великого немецкого церковного реформатора Мартина Лютера. Якобы как-то раз увидал он, как крестьяне ходят ночью в лес и наряжают там ёлку. Он пошёл за ними и подглядывал из укрытия, и в этот миг поднял голову к небу и прямо над наряженной ёлкой увидел ярко горящую звезду. Он отождествил её с вифлеемской звездой, возвестившей о рождении Спасителя. Впоследствии эту легенду притянули, как это принято у католиков, за уши непосредственно к одному из элементов декора ёлки - стали на макушку дерева надевать звезду, символизирующую Рождество Господне. Традиция жива по сей день.



Мартин Лютер с ёлкой и семейством

Легенда, конечно, красивая, но в ней имеется и доля правды. Лютер был известен своей консервативностью и упрямством. Бывший монах-августинец всё-таки… Роль Лютера во всемирной истории порой недооценивают. Фактически, он пустил ход исторического развития всей Европы совершенно по иному пути, придумав и успешно реализовав при финансовой помощи семьи Фуггеров и курфюрста Саксонии новую христианскую концепцию, отличную от католической. Концепция отменила монастыри с монахами, папу, епископов и всех прочих чиновников церкви, перевела Библию с латыни на понятный населению немецкий и ограничила изучение Ветхого Завета как чуждой немецкому народу древнееврейской истории. И грехи теперь населению нужно было отмаливать в три раза активнее, поскольку канал продаж папских индульгенций оказался перекрыт - человек отныне сам распоряжался своей судьбой после смерти, не надеясь ни на кого. Впоследствии это отмаливание грехов приняло ещё более изощрённую форму у другого отца Реформации, Кальвина.

Консервативность Лютера подсказала ему, что украшательство ёлки зимой в лесу, да ещё и ночью - отсталые пережитки прошлого. «Раз мы истинные христиане», решил он, «то будем бороться с языческими отголосками в настоящем». Но, как бывший монах, владеющий всеми знаниями по адаптации языческих отголосков прошлого под христианскую современность, да ещё и прагматичный немец, он рассудил так - во-первых, зачем ходить ночью в лес? Можно же срубить ёлку и принести её домой, в тепло, и наряжать, если уж так хочется, там. Во-вторых, от 22 декабря рукой подать до двух очень важных праздников христианства - надо эту наряженную ель подогнать под них, чтобы перенаправить внимание паствы с архаики в светлое христианское будущее.

Первый праздник - день Адама и Евы, праотца и праматери, отмечается 24 декабря. Второй - Рождество Христово, отмечается 25 декабря. Альфа и Омега всего христианства и человечества. Адам и Ева - первые люди, начало людской истории. Христос - Мессия и Спаситель, пришедший в мир, чтобы через свою смерть и победу над ней искупить все грехи людские и указать человечеству путь в царство Божие. Судить, кстати, в конце времён всё население планеты тоже будет Христос, а не бородатый мужчина преклонных лет, каким принято изображать Бога-Отца. То есть Христос - последняя инстанция на пути существования человечества. За два дня - 24 и 25 декабря - христиане проживают символически всю свою историю заново, от Адама с Евой до Христа-Судии. Ведь день рождения Иисуса одновременно и конец старой жизни, которая «не во Христе». Вот вам и Альфа с Омегой. Спайки со всех сторон.

Лютер предложил новую концепцию праздничной ёлки как райского дерева. Того самого, с которого Ева отважилась сорвать запретный плод по наущению Дьявола и угостила им Адама. В роли плода, как мы помним, выступало яблоко. Если бы Новый Год и, соответственно, Рождество праздновались в августе-сентябре, тогда бы не составило труда украшать реальную яблоню с живыми, висящими на ней яблоками. А зимой где ж такую сыскать? Но яблоки ведь хранились в мешках в погребах! Вот их и стали развешивать на свежесрубленных елях, принесённых домой. То есть с XVI века в Германии, а потом и во всей Европе, ель - символ райского дерева, устанавливаемый ко дню Адама и Евы и украшаемый исключительно яблоками. В некоторых немецких диалектах, кстати, рождественскую ель до сих пор продолжают называть Paradies. Поскольку Рождество шло сразу следом, потом придумали вешать на еловые ветви печенье, крендели и вафли, которые символизировали уже евхаристические облатки - причастие к телу Христову и искупление грехов своих. Ёлка, таким образом, стала Божественным деревом, одновременно напоминая и о начале времён, и о их конце. Всё остальное, как мы понимаем - мишура, игрушки, гирлянды - продукт гораздо более позднего времени. Но одно украшение, которое непременно есть на каждой праздничной ёлке до сих пор, это шар. Он как раз и продолжает напоминать нам о том самом яблоке Евы, что причинило столько хлопот человечеству.



Всех с прошедшими и наступающими праздниками! Проведите их так, чтобы они запомнились на всю жизнь, ведь только мы сами можем сделать праздник таким, каким мы его себе замечтали))

религия, праздник

Previous post Next post
Up