Научный коллектив Новосибирского университета под руководством известного оружиеведа и историка Леонида Боброва представил один из результатов работ по реконструкции вооружения воина-ойрата периода так называемого "Малого монгольского нашествия". Речь о 17 - первой половине 18 веков, когда ойраты, монголоязычные кочевники, после долгого противостояния с державой алтан-ханов хотогойтских и халхаскими ханствами обратили свою экспансию на запад и юг. В это время джунгары, как по другому называют союз ойратских племён, успешно воевали в Тибете, Средней Азии, в поволжских степях, доходили до Крыма и до гор Кавказа.
На видео, размещённом каналом "Новая Археология НГУ", показаны все основные предметы защитного и наступательного вооружения джунгарского воина. Огромная работа коллектива, как можно видеть, увенчалась воссозданием доспехов, ружья, сабли, а также предметов стрелкового снаряжения.
Особый интерес представляет конструкция кавалерийского копья, активно применявшегося монгольскими, калмыцкими, маньчжурскими и другими воинами региона в тот период. Копье заметно отличается от монгольского копья эпохи великих завоеваний чингисидов, когда это древковое оружие у монголов снабжалось складным крюком для стаскивания противника с коня. Впрочем, к 17 веку в регионе у кавалерийского копья появились новые технологические усовершенствования.
На джунгарском копье имеется длинный прямой клинок ниже наконечника. Благодаря такому "обвесу" копье становится почти невозможно схватить и выдернуть из рук, кроме того он позволяет придать ударным техникам совсем другую эффективность. В Азии всадники копьём не только колют, но и наносят удары, чего совершенно не знала европейская кавалерия. Не смогли оценить этот нюанс даже уланские полки, специально созданные в Европе по образу калмыцкой конницы.
Джунгарское кавалерийское копьё 17-18 вв.
Наконечник кавалерийских копий резко отличается и от копий лесных сибирских народов. Узкий длинный клинок предназначен для поражения противника, облачённого в доспехи.
Реконструированная сабля изготовлена по образу и подобию китайской сабли, попавшей к монголам, и ныне хранящейся в одном из монгольских музеев. Эта сабля опять-таки очень далека от монгольских сабель 13 века, как по конструкции, так и, надо полагать, по технике боя ею.
Джунгарское государство резко выделялось среди кочевников массовым внедрением огнестрельного оружия и тактики мушкетёрских полков. Соответственно в армии этого государства степняков, которое часто называют последней кочевнической империей, огромную роль играла пехота.
Джунгарские пехотные полки были вооружены огнестрельным оружием и представляли собой грозную силу
Крепившиеся на кожаной перевязи костяные контейнеры для отмеренных доз пороха в вооружении ойрата выполняют ту же функцию, что и кавказские газыри. Тот факт, что в Джунгарии сложился собственный комплект стрелкового снаряжения, лишний раз показывает развитие огнестрельного оружия, а также его широкое внедрение в армии. Благодаря этому джунгары очень долго оставались грозным противником не только для своих азиатских соседей, но и для России.
Особой эстетикой отличались доспехи ойратов. Украшение панцирей и шлемов буддийскими символами и тибетскими слогами напоминает о том, что буддизм хотя является мирной религией, но вполне способен давать духовную опору воинственным народам. Ойраты в этом смысле напоминают японцев до революции Мэйдзи.
Реконструированный шлем по мнению исследователей вдохновлён образом буддийской ступы-субургана. Непривычная форма шлема с высокой и широкой "трубой" выдает в нём атрибут не то полководца, не то пехотинца. Такой шлем неудобен для всадника, например, в лесу. А его верхняя часть уязвима для любого горизонтального удара, будь то сабля или копьё. Трудно сказать, насколько опасно для всадника, например, попадание стрелой-томаром в горлышко такой "вазы", но при показанной подвязке шлема под подбородком, если скорость стрелы велика, вероятно последствия для шеи воина могут быть печальны.
Более вероятно, что данный тип шлемов не был массовым в ойратской кавалерии, но мог использоваться полководцами с той же идеей, как и вычурные шлемы европейских рыцарей. Т.е. основной функцией столь высокого шлема, скорее всего, была демонстрация статуса; воины при виде его должны были издалека узнавать своего вождя.
Видеоролик с презентацией работы реконструктуров являет собой яркий образец познавательного видео. Замечательный пример новосибирских специалистов быть может даст импульс для движения исторической реконструкции в восточных регионах СНГ, в Монголии и других странах.
Click to view
Источник