Илья Репин. Назад в СССР

Feb 08, 2020 11:26

Нет смысла подробно останавливаться на том, кем был Илья Ефимович Репин и что значило творчество этого художника для России и мирового сообщества. Достаточно вспомнить названия написанных им картин - «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Славянский базар», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и другие, чтобы было понятно, что значит этот художник для России.
Репин завоевал уважение в Европе и на родине, его картины украшали собой самые престижные выставки, а с 1884 года он занимал позицию руководителя живописной мастерской петербургской Академии художеств.



Илья Репин, дочь Вера, внук Дий.

[Дальше...]
в 1899 году Илья Репин приобрел маленький хутор в поселке Куоккала (сейчас -Репино) на берегу Финского залива, но оформил его на имя своей любовницы писательницы Натальи Борисовны Нордман. Ради дамы, которая была младше его на четверть века, художник бросил жену и четверых детей. Финский хутор Репин преобразил по собственному проекту - построил дом, собственноручно сажал деревья и копал каналы, при помощи которых удалось создать систему небольших озер. Усадьбу назвали «Пенаты». В 1914 году Наталья Нордман умирает и Илья Ефимович становится полным хозяином имения.

В «Пенатах» художник не только жил и работал. Там же он регулярно устраивал праздники. Особо популярны были репинские среды. Для своих гостей Репин устраивал вегетарианские обеды, фирменными блюдами на которых были жаркое из травы и котлеты из клюквы. Неоднократно у Репина бывали Максим Горький, Сергей Шаляпин и живший по соседству Корней Чуковский. Владимир Маяковский писал о своей жизни в 1916 году, что денег у него не было совсем, а выжил он исключительно благодаря репинским средам.

Наступил 1917 год. События февраля Репин встретил с радостью, а вот октябрьского переворота просто не заметил, хотя как раз в это время находился в Петрограде. Осенью 1917 года Репин работал над портретом английского посла Джорджа Бьюкенена. Художник был настолько увлечен творчеством, что не обращал никакого внимания на то, что происходило вокруг.
Имение Репина оказалось на территории независимой Финляндии, вблизи границы с Советской Россией.



В Пенатах на репинской «среде». После 1915 года

Как оказалось, Репин вовремя перебрался в Пенаты. Большевистское правительство национализировало деньги, находившиеся на частных счетах в Госбанке. Живописец, известный на весь мир, оказался в чужой стране практически без средств к существованию. Тогда и появился в Пенатах большой огород, на котором Илья Ефимович сажал картошку и морковь. Он так же ухаживал за козой. А ему уже было за 70 .

Оказавшись за пределами Советской республики, Репин не отказался от российского гражданства и не принял подданство Финляндии. В Пенатах живописец жил по так называемому нансеновскому паспорту. Известный путешественник Фритьоф Нансен был автором документа, по которому эмигрантам, не желающим порывать связи с родиной, можно было жить в любой стране.

Советское правительство рассматривало возвращение художника как задачу политического значения, и по этой линии началась серьезная информационная проработка. Для достижения поставленной цели были задействованы его знакомые и друзья, лояльные новой власти или желавшие перед ней выслужиться.

«Мы, русские художники, современники Ваши, всегда гордимся великим художником земли Русской и искренне жалеем, что не видим Вас в своей среде, хотя и чувствуем близость Вашу. Многочисленные произведения Ваши, собранные в Русском музее, поражают своей мощью», - говорится в письме художника Аркадия Рылова от 1923 года.

А в 1924 году этот вопрос был поставлен уже на заседании Политбюро, по итогам которого генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин вынес резолюцию: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры».

Для общественности ситуация преподносилась однозначно - Репину разрешают вернуться. При этом с переговорщиками руководители страны говорили жестко:
«Действуйте, как хотите, но так, чтобы И. Е. был перемещен к себе на Родину», - Климент Ворошилов.

И вот в 1926 году в Пенаты прибыла делегация сотрудничавших с новой властью художников И. Бродского, Е. Кацмана, П. Радимова и поэта А. Григорьева. Илье Ефимовичу они привезли деньги 220-300 рублей. Привезли так же книги и письма от друзей и знакомых Репина. Говорили о возвращении Репина в Россию. Ему обещали предоставить все условия для творчества и присвоить звание Народного художника. Обещали решить вопрос с возвращением Репину его имущества. Также привезли официальное приглашение от художественного объединения АХРР (Ассоциация художников революционной России).
Приезд художников из России, их настойчивые просьбы вернуться на Родину так подействовали на Илью Ефимовича, что он обратился со следующим письмом к Клименту Ворошилову (орфография и стиль этого и последующих документов сохранены):



Юрий Репин, его жена Прасковья и дети Дий и Гай у своего дома. 1910
(дети с косичками - сыновья, им Юрий Репин запрещал стричь волосы)

«Высокопоставленный Товарищ Климентий Ефремович!
Долго я не смел писать Вам, но необходимость заставила. Дело серьезное. В жизни мне везло и я никогда не просил. Мой труд меня обезпечивал; и я имел уже имение, собственную кв. в Питере, и, несмотря на разроставшуюся семью, имел уже в Государств. и Московско-Купеческом банках - около 200 тыс. рубл. зол.
Но настали времена лютые: деньги отобрали, из имения оставили только 4 десятины; в дом поселили латышей, хотя была и школа, где преподавали моя дочь и внучка, в нашем же доме. (Близ Витебска, Верховск. вол.). После 81 года жизни - ни имения, ни денег.
Простите. Престарелый художник Илья Репин - автор «Бурлаков» и «Запорожцев».

Ворошилов направил письмо художника И. Сталину для принятия решения с такой припиской:

«Дорогой Коба!
Посылаю тебе письмо Репина для ознакомления. Очень прошу, если это тебя не затруднит, черкнуть пару слов по этому поводу».

На письме - собственноручная резолюция Сталина:

«Клим! Я думаю, что Соввласть должна поддержать Репина всемерно».



Вскоре Ворошилов написал Репину краткий ответ:

«Глубокоуважаемый Илья Ефимович! Обещаю на днях доложить Ваше дело Правительству и надеюсь, что Рабоче-Крестьянское Правительство, принимая во внимание величайшие заслуги Ваши перед страной и человечеством, сделает все необходимое для удовлетворения Ваших требований».

Вскоре Репин об этом письме писал (не без иронии) И. Бродскому:

«Дорогой Исаак Израелевич!
...Вчера я получил ответ от Ворошилова. Дивное письмо! Если моя просьба будет без ожидаемых последствий, я, все же, считаю себя счастливцем, получив такой автограф высокой ценности, - признание моих заслуг величайшими перед страной и человечеством (еще никогда не подымались мы на такую высоту - «перед страной и человечеством!»)

Завещаю отдать это письмо на хранение в музей. И, кстати, я отрекаюсь от титула «Народного художника», которым было выражено желание наградить меня. Я благодарен за столь высокую честь, но Ворошиловское письмо исчерпывает этот вопрос. Я награжден».

В Москве начали готовить вторую делегацию для переговоров с Репиным о возвращении. Ворошилов об этом писал Илье Ефимовичу так:

«Глубокоуважаемый Илья Ефимович!
Разрешите заверить Вас, что решаясь переехать на родину, которую, не сомневаюсь, Вы любите также глубоко и сильно, как и все мы, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое, исторически-общественное дело. Вашу личную жизнь и Ваших близких Государство обеспечит полностью. А Ваша духовная жизнь, жизнь великого художника, снова сольется с жизнью титана-народа...»



Дом И.Е.Репина в усадьбе "Пенаты"

Далее в «деле Репина» подшита справка ОГПУ, которая в некоторой степени проливает свет на то, почему Илья Ефимович так и не возвратился в СССР.

* * *«Справка об имущественном и семейном положении дочери И. Репина Татьяны Ильиничны Репиной-Язевой.

Репина-Язева Татьяна Ильинична, 50 лет, Витебск, почтовая станция Буяны, Николаевский с/с, Здравнево.
Состав семьи: дочь, зять Иван Дмитриевич Дьяконов и 4 внуков, из коих старшему 6 лет. Муж Т. И. Репиной-Язевой, умерший 2 года назад, был военным инженером. С 1918 по 1921 г. был на фронте и имел награду.
Дочь ее была учительницей с 1919 по 1926 г. Зять, И. Д. Дьяконов, все время был учителем в Здравневе по февраль текущего года, когда был снят с работы, и исключен из Союза, как обложенный индивидуальным налогом. Школа в Здравневе в течение 9 лет пользуется бесплатным помещением в доме Т. Репиной.



А.М.Горький, М.Ф.Андреева, И.Е.Репин и Н.Б.Нордман-Северова в «Пенатах», 1904 год

Т.И. Репина состояла учительницей с 1921-1923 г., оставила работу из-за потери слуха.
5 февраля с. г. у Репиной описано все имущество (включая и надетое на теле белье, детские пеленки и т. п.) с предупреждением, что оно будет конфисковано. Еще 3 февраля получена повестка о немедленном взносе в кооператив дифференцированного пая в размере 1000 р. 10 февраля Репиной было велено лично возить лес из Николаевского с/с. Когда она явилась в с/с с заявлением о невозможности для нее выполнить предписанную работу, но с предложением воспользоваться ее лошадью, она была подвергнута обыску и оставлена до вечера под арестом. Одновременно был произведен обыск в доме (как и у всех обложенных индивидуальным налогом).

31 марта Т. И. Репина вызывалась в с/с для заполнения анкеты на предмет выселения в Сибирь».

* * *

Вероятно, о судьбе родных стало известно Илье Ефимовичу, и в последний момент он отказался от возвращения в СССР. А 29 сентября 1930 года Илья Репин умирает.

Вряд ли старик мог понять логику власти, которая одной рукой пишет восторженные письма с предложением вернуться на Родину, а другой - терроризирует его родных и близких за то, что они живут в родительском доме, половину которого бесплатно предоставляют школе, но не имеют возможности платить бешеные налоги за «индивидуальное владение».

Попытки выманить Илью Репина в СССР предпринимались и ранее.

Так в секретной папке финской полиции был найден детальный рассказ о том, как супружеская пара была в гостях у Репина в 1925 году. Незнакомый ранее художнику Аарон Штернберг (Aaron Sternberg) «заглянул» к Репину и передал адрес советского руководства, в котором художника просили переехать в Ленинград и обещали хорошую пенсию, квартиру и машину.



И.Е.Репин и Ф.И.Шаляпин. 1914 год

Репин ответил следующим образом: «Вы предлагаете мне деньги, вы, просящие милостыню, совершенно опустошившие великую Россию, где сейчас миллионы голодают и влачат жалкое существование… Я не богат, но и не настолько беден, чтобы принимать ваши деньги».

Репин также прямо сказал супружеской паре о том, что он думает о переименовании Санкт-Петербурга в Ленинград. «Скажите мне, по какому такому праву группа авантюристов решила, что может изменить название города на имя какого-то подпольного фанатика, больного идиота Ленина?»

Из бумаг также выяснилось, что Штернберги привезли Репину в качестве сувенира русские яблоки, съев которые, Репин, его супруга и сын почувствовали себя очень плохо. Подозревалось, что яблоки могли быть отравлеными.

Корнея Чуковского также отправляли в Финляндию, чтобы он убедил Илью Репина, но безрезультатно. Когда Илья Ефимович скончался,в Финляндии были опубликованы его дневники. Вот что писал Репин:
„Приезжал Корней. Между прочим, не советовал возвращаться“.
Чуковского потом долго травили и не печатали, даже сказки.

Большевики пытались переманить в СССР и сына Ильи Ефимовича, Юрия. Но так же безрезультатно.
Поскольку на свою сторону художника переманить не удалось, большевики начали оказывать влияние на его сына Юрия.
Юрий в 1926 г. посещал Ленинград в связи с замыслом советского руководства создать эпическое полотно «Конец самодержавия» по эскизам его отца.

«Красная газета» 17 августа 1926 г. писала:
«В Ленинград приехал после 8-летнего отсутствия Ю. Репин, сын знаменитого художника, выдающийся живописец сам, известный в Ленинграде по выставкам передвижников и Союза русских художников. Все эти годы Юрий Репин прожил почти безвыездно со своим отцом в Куоккале. Несмотря на спокойную жизнь и возможность углубленной и плодотворной работы художник постоянно стремился на Родину. <...>
Юрий Репин работал в области портрета, пейзажа и исторической живописи. Несколько композиций он посвятил одному из самых своих излюбленных героев - Петру Первому... Хотелось бы думать, что его поездка является провозвестником окончательного возвращения на родину двух крупных художников».
Но Юрий Ильич после этой поездки утвердился в решении остаться жить в Финляндии



И. Е. Репин в своей мастерской в "Пенатах". 1910

В 1929 году в Пенаты приехал внук Ильи Репина Дий (Дмитрий) Репин.
Илья Репин в письме от 29 октября 1929 г. сообщал: «У нас объявился Дий, Юрин сын, моряк, приплыл из Африки... Я так рад за Юру; ведь он, бедный, был совсем одинок, после похорон Паши, своей жены, матери сыновей.»

Дий мечтал стать художником.
В январе 1934 г. Юрий Репин отправил письмо проживавшему в Париже в В.Ф. Зеелеру, видному деятелю русской эмиграции, создателю Комитета по увековечению памяти И. Репина и помощи его потомкам с просьбой выяснить возможность «устроить сыновей в Академию Парижа на счет других? ...хотелось дать им возможность окончить художественное образование...». Но мизерных средств, добытых Комитетом, не хватало даже на лечение серьезно больных правнуков Репина. При всей своей доброте и самоотверженности, Зеелер не был всесилен.

Тогда Дмитрий решает поступить в Ленинградский ИПИИ (Институт пролетарского изобразительного искусства - так называлась в то время Всероссийская Академия художеств). Дмитрий неплохо рисовал и хотел стать художником. Это желание и привело его к катастрофе.
В 1932 году Дий подает прошение в советское консульство на получение визы, однако получает отказ. Молодой человек воспринял отказ, как досадное недоразумение, не понимая, что, кроме выдающегося Репина -старшего, никто из его семьи в СССР не был нужен.

И Дий Репин совершает безрассудный поступок: он решает нелегально пересечь советскую границу и, пробравшись в Ленинград, обратиться к друзьям деда за помощью в учебе. Прежде всего, он хотел найти художника Исаака Бродского, ученика Ильи Ефимовича и однокурсника отца.

Финско-советская граница проходила всего в 6 километрах от дома Дия, по руслу пограничной реки Сестра шириной около 7 метров. То есть район который был прекрасно известен Дию Репину. Он здесь родился и вырос. 28 февраля 1935 года бывший финский моряк с фамилией великого русского художника перешёл границу СССР, но был задержан. На советской стороне он был арестован и доставлен в Сестрорецкий погранотряд г.Белоострова.




Дий Репин

Вскоре им занялось Ленинградское ГПУ-НКВД. И тут романтика-мечтателя Дия превратили в «члена подпольной антисоветской террористической организации Братство Русской Правды (БРП), отправленного в СССР с заданием проводить теракты против высших руководителей СССР».
Д.Ю.Репин виновным себя так и не признал и был приговорен военным трибуналом ЛВО 10 июня 1935 года по ст. 58-8 и 84 УК РСФСР к расстрелу.
В августе этого же 1935 года приговор привели в исполнение. В 1991 году был реабилитирован в связи с отсутствием состава преступления.

Он прожил всего 28 лет.

Источники:
https://lilasbleu.livejournal.com/1156687.html
https://taxfree.livejournal.com/1855466.html

художник, знаменитости, искусство

Previous post Next post
Up