Оригинал взят у
mgsupgs в
Люди - метеоры. Оригинал взят у
sevprostor в
postПо следам прочтения статьи о кавалерист-девице Надежде Дуровой, d_a_r_k_i_y_a дала ссылку на еще одну кавалерист-девицу - Бочкареву Марию, создавшую первый в истории русской армии женский батальон и ставшую Кавалером Георгиевского креста.
Родилась она в семье бедствующих крестьян.
В 15 лет ее выдали замуж.
Супружеская жизнь почти сразу незаладилась. Бочкарева рассталась с пьяницей-мужем и ушла от него к мяснику Якову Буку.
Бук был арестован по обвинению в разбойных нападениях и отправлен отбывать наказание в Якутск. Бочкарёва пешком последовала за ним в Восточную Сибирь.
Потом разразилась Первая мировая война. Бочкарёва решила вступить в ряды действующей армии и, расставшись со своим Яшкой, прибыла в Томск. Записать женщину в 24-й резервный батальон военные отказались и посоветовали ей идти на фронт сестрой милосердия. Тогда Бочкарёва отправила телеграмму царю, на которую неожиданно последовал положительный ответ. Так она попала на фронт.
Храбрость в бою принесла ей всеобщее уважение, Георгиевский крест и три медали. После двух ранений и бесчисленных боёв Бочкарёва была произведена в старшие унтер-офицеры.
В 1917 году Керенский обратился к Бочкарёвой с просьбой об организации «женского батальона смерти».
Летом 1917 года отряд Бочкарёвой отличился при Сморгони; его стойкость произвёла неизгладимое впечатление на Антона Деникина.
После контузии, полученной в том бою, прапорщик Бочкарёва была отправлена на поправку в петроградский госпиталь, и в столице получила звание подпоручика, но вскоре после возвращения на позиции ей пришлось распустить батальон, в связи с фактическим развалом фронта и произошедшим Октябрьским переворотом.
Зимой была задержана большевиками по дороге в Томск.
После отказа сотрудничать с новыми властями её обвинили в сношениях с генералом Корниловым, дело чуть было не дошло до трибунала.
Благодаря помощи одного из своих бывших сослуживцев Бочкарёва вырвалась на свободу и, облачившись в наряд сестры милосердия, проехала всю страну до Владивостока, откуда отплыла на агитационную поездку в США и Европу.
В апреле 1918 Бочкарёва прибыла в Сан-Франциско. При поддержке влиятельной и состоятельной Флоренс Харриман дочь русского крестьянина пересекла США и была удостоена 10 июля аудиенции у президента Вудро Вильсона в Белом доме.
После посещения Лондона, где она встретилась с королём Георгом V и заручилась его финансовой поддержкой, Бочкарёва в августе 1918 прибыла в Архангельск. Она рассчитывала поднять местных женщин на борьбу с большевиками, однако ей это не удалось.
В следующем году она была уже в Томске под знамёнами адмирала Колчака, пытаясь сколотить батальон медсестёр.
Бегство Колчака из Омска она расценила как предательство, добровольно явилась к местным властям, которые взяли с неё подписку о невыезде.
Через несколько дней во время церковной службы 31-летняя Бочкарёва была взята под стражу чекистами.
По советской версии, 16 мая 1920 она была расстреляна в Красноярске на основании резолюции начальника Особого отдела ВЧК 5-й армии Ивана Павлуновского и его заместителя Шимановского. Но в заключении прокуратуры России о реабилитации Бочкарёвой 1992 года сказано, что свидетельств её расстрела не имеется.
Российский биограф Бочкаревой к.и.н. С. В. Дроков считает, что она не была расстреляна: из красноярских застенков её вызволил Исаак Дон Левин, вместе с ним она отправилась в Харбин, где встретилась с однополчанином вдовцом, ставшим её супругом. Сменив фамилию, Бочкарева до 1927 года проживала на КВЖД, пока не разделила участь русских семей, насильственно депортированных в советскую Россию. Всю силу неистраченной материнской любви она отдала сыновьям своего мужа, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
***
Расстрел (был он или нет - суть не в этом) состоялся, когда Бочкаревой был 31 год. Столько, сколько мне сейчас. Но сравнить то, что за эти годы успела она, и что успела я - невозможно. Это, признаться, некоторым образом, печалит.
Нет, я бы не могла бы командовать батальонами, но дело не в этом. Дело в том, насколько концентрированно иные люди проживают свои жизни.