Сталинградское военное училище под Новосибирском, где обучались три лётчика-космонавта СССР.
Jan 05, 2020 23:00
На полевых аэродромах
...Ветеранов все меньше, все реже можно услышать рассказы очевидцев о том, как это было. Нижеследующий рассказ был записан в 2003 году у жителя города Обь (авиагородок Толмачево, Новосибирск) Александра Ивановича Кряжевских. Он никогда не работал в гражданской авиации. Но в авиации он участвовал в Великой Отечественной, а потом служил в Новосибирском Сталинградском летном училище, которое базировалось на аэродроме Толмачево в его догражданскую эпоху. Это рассказ о войне и об истории базового аэропорта S7.
На фото Александр Иванович сидит справа. Лица какие...
[Spoiler (click to open)]Тут не было задач описать всю историю училища, но именно слова ветерана плюс его участие в Великой Отечественной. Авиация на войне
- Я вырос на Урале, в Удмуртии. В июне 1941 года мне было 16 лет. С конца 1942 года воевал, командир стрелкового взвода. После второго ранения попал в авиацию, в марте 1944 года. Окончил школу воздушных стрелков, распределили нас на штурмовики Ил-2. Это сложная машина была. Низко летит, хоть дровами кидай. Мы в основном на сопровождении были. Идешь клином, клином и били - кто сбил, если получалось - непонятно. Стреляли и по самолетам, и по наземным целям. Затем пересел я в кабину стрелка бомбардировщика Ил-4. Шла операция «Багратион» - освобождение Белоруссии. Полеты были по 3-4 часа. Всегда за линию фронта. Высота обычно 600 метров, хотя могли и до 5000 дойти, уже с кислородом. Основная цель - корректировка [т.к. интервью было взято давно, сейчас не совсем понятно, что тут имелось в виду - Глеб]. По пути и бомбы сбросишь. Увидел вражескую колонну - тут же разгрузился. Экипаж 4 человека - пилот, штурман, стрелок-радист, стрелок. Житье было, по сравнению с пехотой, рай. Землянки, рядом с самолетом. Солома хоть есть. В пехоте и умыться-то можно было не каждый день. Аэродромы были полевые, непрерывно менялись, каждые несколько дней. Так интенсивно шли на запад. До Польши дошли и перебросили нас в Литву, потом дальше в Померанию. В апреле 1945 года мы вышли на Эльбу. И встали на немецком аэродроме в Перлеберге (потом там была база ГСВГ - Глеб). Юнкерсов-88 там было штук сто наверно, новых. Мы на них двигатели запускали, катались на них как на телеге. Потом их уничтожили все. Кому они были нужны… Еще было 1800 клеток с кроликами. Для питания немецких асов, там была летная школа. Где-то дней за 15 до Победы пришли к нам курсанты с летных училищ, с небольшим налетом, их посадили стрелками, а нас отправили в мотористы на истребители Як-9. День Победы я проспал. Никто не разбудил. Отсалютовали уже, часа два пропустил. Но радостно было очень. Через несколько дней мне исполнилось 20 лет. А потом я служил мотористом на разных аэродромах Германии. Обслуживали мы Як-9. Их тогда много модификаций появилось - дальние, пушечные, морские. Планер прежний остался, а двигатель заменили, поставили форсированный, ВК-107.
Сталинградское училище
В 1947 году тех, кто долго прослужил, стали направлять на родину. Сборный пункт был в Германии. Там разнарядка по специальностям в 22 города СССР. От нашего полка шесть человек возвращались. Сначала я попал во Фрунзе, но друг прибежал, я ему уступил. Второй раз мне выпал Симферополь, но второй друг, у него там мать, отец. Уступил. Так я оказался в Новосибирске. Ехали мы из Германии в теплушках, в ноябре. 27 ноября приехали, в пилоточках, в хромовых сапожках, пешком с главного вокзала прямо в штаб СибВО на Красном проспекте. Зимнего обмундирования в Германии нам не давали. Тепло было. За зиму шинель наденешь раза 3-4. Снег недели две в году выпадал, и то к обеду растает. Я ехал на должность механика на связной самолет командующего По-2. Но сразу же в казарме нас хорошо обокрали. Подворотники на гимнастерках даже срезали. Нашли мы потом кальсоны у старшины, на сушилке - у нас в Германии номер в/ч писали в другом месте, не как в Союзе. Я не вытерпел, дал как надо… И меня отстранили, перевели в роту охраны. На аэродроме тогда базировалось Новосибирское Сталинградское летное училище, переведенное в Толмачево [судя по всему из Сталинграда училище сначала базировалось в Казахстане, а с 1946 года в Толмачево - Глеб]. Было три полевых аэродрома: в Коченево, Евсино и Бердске. Учеба шла три года: теория, переходный курс и летная подготовка. Первые полеты курсанты делали на Як-12, а выпускались на Як-9, а в начале 1950-х - на МиГ-15. В 1950 году я уже работал в училище инструктором по воздушной стрельбе. И пришли к нам две группы иностранцев - 12 албанцев и 12 венгров. Молодые ребята, лет по 20 с небольшим. Отдельное подразделение было. Албанцев в итоге выпустили на Яках, а венгров - на МиГ-15. А потом было принято решение построить в Толмачево гражданский аэропорт (он официально был открыт в 1957 году) и училище частично перевели в Рубцовск, а всё остальное расформировали. Я уходил на несколько лет работать в охотхозяйство. В это время на территории разместились инженерные войска - строили новую полосу. С 1959 года служил в Оби в радиолокационной части ПВО, ее как раз перевели из Ленинска-Кузнецкого на место училища. [Примерно в том же 2003 году я случайно попал на юбилей этой части. И говорилось там, что вроде не эта ли часть первой обнаружила самолет Пауэрса в 1960м году - Глеб ]. В 1973 году уволился из армии. …Да, были мы совсем молодыми на войне. А память осталась на всю жизнь.
В Новосибирске, точнее, рядом с ним, открылся новый авиационный и космический музей. Произошло это в поселке Коченево, пожалуй, пожалуй, самым близком к аэропорту Толмачево райцентре. Недаром, пригородные электропоезда связали Новосибирск, Толмачево и Коченево еще в 1953 году (это, к слову, Транссиб). Толмачево тут не на самой ветке, но рядом. Сейчас это остановочная площадка «Аэрофлот». Нынче электричка с главного вокзала до Коченево идет 1 час 10 минут.
И вот рядом с жд-вокзалом Коченево в субботу 5 октября открылся новый музей. Музей частный. Главная голова в музее - это Владимир Леонидович Смирнов. Вертолетчик, многократный чемпион мира по вертолетному спорту в 1970-х. Человек, посвятивший небу, ДОСААФу, спорту и авиации все свои юные и зрелые годы. В 1990-х был начальником новосибирского аэроклуба «Сиблет». Он сам - одно из главных «находок» этого музея. Энергия и увлеченность - сильные вещи.
Здание музея выше - его детище. Как вся идея по продвижению авиации и космоса здесь, в Коченево, где 20 лет, с Великой Отечественной почти до полета Гагарина, учились летать наши советские пилоты. В их числе, летное поле в Коченево прошли три будущих космонавта - Титов, Попович и Волынов. Поэтому место выбрано не просто так, оно историческое для авиаторов. Не Коктебель конечно. Но тут летали МиГ-15.
Свернуть 01. Табличка у другого местного музея - Коченевского краеведческого. Тут нет информации до 1946 года - во время войны тут был аэродром запасного авиаполка, базировавшегося в Толмачево.
03. Полный вид экспозиции у районного краеведческого музея (государственного).
04. А это новый музей. Он частный.
05. Автобус из Новосибирска по случаю открытия. С ветеранами-авиаторами, в основном.
06. Перед красной лентой у входа выступает Соловьева Ирина Баяновна из Москвы, дублер Валентины Терешковой. (я не знал, что она будет здесь, не нашелся, что спросить…, хотя возможность была уникальная)
07. В летной куртке слева - Куличев Геннадий Васильевич, бывший командир Новосибирского, затем Толмачевского авиаотрядов, первый гендиректор авиакомпании «Сибирь» (с 1992 года). Начинал летать в городском аэропорту на Ан-2 в конце 1960-х.
08. Из фотографий в музее - наш Смирнов, видимо, на каком-то из своих Чемпионатов мира. Первый для сборной СССР был в Англии в 1973 году. И там уже у нас были золотые медали.
09. А вот Владимир Леонидович (справа) сегодня. Вместе с Киселевым Сергеем Александровичем, тоже из Москвы (муж Ирины Баяновны). Вот он - десятикратный рекордсмен мира. Биография тут. Он занимался, в частности, подготовкой космонавтов в полетах на невесомость на Ту-104.
10. Ми-1 Смирнова на чемпионате в Англии.
11. Там же.
12. Насколько помню - «Уиссекс». Ну почти - Wessex. Первый полет в 1957-м. (Ми-1 почти на 10 лет раньше). Просто виды старых машин.
13. А вот эти соревновались с Милевскими.
14. Дальше по экспозиции. Не посмотрел, что это. Но явно поисковое.
15. Модель Р-5, радиоуправляемая. Автора модели из Новосибирска можно увидеть тут.
16. Известные выпускники Новосибирского аэроклуба за разные годы. В этом году не стало Цыбасова Игоря Валенттиновича - тоже бывшего командира Новосибирского авиаотряда. Земля пухом. Про Наумова еще не читал. Надо будет узнать.
17. Алексей Пименов - тоже был на открытии, но я его не увидел (не знакомы). Кадр из фильма 2006 года про новосибирских авиационных спортсменов. Трехкратный чемпион мира по высшему пилотажу - из биографии.
18. Луноход в необычном виде. Музей же.
19. Значок со смыслами. Когда-то наша техника активно летала за рубежами. А люди наши ее там обслуживали… История нашей страны и нашей авиации.
20. Корпоративная газета авиазавода им.Чкалова. От И-16 до Су-34.
21. Пардон за качество. Из жизни Новосибирска где-то первой половины 1960-х. «Основная серийная модификация, построено около 1 100 штук».
22. Книга отзывов. Я смотрел на входе. Была еще чистая.
23. Потом все переместились в Коченевский Дом культуры, где ждали гостей музея дети младшей школы. Были показаны два коротких документальных фильма - один свердловский 1970-го года про советский пилотаж и второй - новосибирский 2006 года.
Перед фильмами выступила вот эта дама. Кто не запомнил. Говорила очень хорошо. Понравилось.
24. Александро Осокин, однофамилец. Вертолетчик. Достижение - на экране. Начинал, как и многие другие новосибирские вертолетчики - в НУАЦ в Бердске. Сейчас его силами создана крупная база на аэродроме Мочище.
25. Контакты музея
26. «О нас» на фирменном блокноте.
27. ЖД-вокзал Коченево. От него до Марковцева, дом 6 не более 10 минут пешком (если знать куда идти, все пять).
29. …А это уже рядом с Коченево. Вид с Транссиба и тут это уже оффтопик.
Добавлю, что саму экспозицию я тщательно рассмотреть не успел - много гостей, было интересно общаться с ними. Надо ехать еще. И изучать историю Новосибирского аэроклуба и Новосибирского авиационно-учебного центра (Бердск, с 1964 года). История Смирнова - она там. И хочется верить, что будут в будущем активно представлены и Северный с Толмачево. Не только значками и юбилейными медалями, а как-то еще. Эта тема еще ждет обсуждения.
На уровне управления культуры области на открытии сказали, что планируют поставить указатель на трассе Новосибирск - Омск про этот музей. А Оксана Попович (она тоже была в Коченево 5 октября), дочь Павла и Марины Попович, сообщила, что этот музей будет внесен в Ассоциацию космических музеев России. Которую создавал ее отец, а сейчас возглавляет Герой Советского Союза Джанибеков. ____________________________________________
Есть вопросы по текущему доступу в музей - задавайте. Постараюсь ответить.
Предлагаю где-нибудь в ноябре устроить в Коченево поездку для авиафотографов и просто любителей авиации. Для простоты календаря возьмем середину месяца - в первом приближении- суббота 16.11. Есть желающие?