Несколько лет назад правительство Москвы взялось за глобальные преобразования на территории ВВЦ (бывшая ВДНХ), которая к тому времени пришла уже в довольно-таки запущенное состояние. В этот момент на этой огромной территории, предназначенной для отдыха, не было фактически ни одного достойного ресторана или кафе, интерьер и кухня которых соответствовали хотя бы "какому-то" уровню, куда можно было бы, не стыдясь, пригласить коллег из Еропы или Азии.
Одно из них находится теперь в павильоне "Главкондитер", это здание считается одним из самых красивых на территолии ВВЦ. Местечко очень тихое и уютное, всего в нескольких сотнях метров от павильона "Космос" (правая относительно центрального входа аллея). Здание полностью отреставрировано внутри и снаружи с полным сохранением архитектурного стиля, напротив - "Гастроном №1".
Когда-то здание выглядело так сразу после постройки, сегодня вся архитектура сохранена после реставрации практически без существенных конструктивных изменений:
Торговый павильон треста "Главкондитер" был построен в 1954 году по проекту Александра Борецкого, ученика знаменитого архитектора Ивана Жолтовского. Архитектор также проектировал гостиницу Ленинградская и вторую очередь гостиницы Москва.
В архитектуре павильона "Главкондитер" модернизм органично сочетается с классикой.
Колонны высокие, тонкие, поставлены с большими промежутками, что создает впечатление воздушности, какая бывает в беседках. Основание здания прорезано большими полуциркульными окнами, отчего оно тоже кажется легким.
Крышу неоклассического здания с элементами модернизма украшает круглая ротонда со скульптурой "Девушка с виноградом", автор М. Е. Ярославская.
Павильон создан на границе эпох, между временем господства сталинского классицизма и хрущевского модернизма, и до 1964 года был советским вариантом лучших европейских кафе, с садом вокруг и просторной верандой на крыше. Затем кафе закрыли, а в здании располагался Иностранный отдел ВДНХ СССР.
Также как и другие павильоны ВДНХ, этот павильон сменил много названий:
в 1954 году - назывался Торговый павильон "Главкондитер",
в 1964 году - "Иностранный отдел ВДНХ СССР",
Позже - "Дом приёмов".
С 1964 года в здании располагался Зал приемов Иностранного отдела ВДНХ, а в постсоветские времена оно было занято частными офисами.
В результате реконструкции здания в последнее время команда архитекторов и дизайнеров воссоздала внутри легкий праздничный интерьер в духе 1950-х годов. Источниками вдохновения для создания нового интерьера послужили образы советских летчиков и спортсменов, тема авиации в СССР.
Кафе, находящееся теперь внутри, находится в нескольких метрах от Дворца бракосочетаний ВВЦ и имеет два зала (большой, основной, на 80 человек и малый вип-зал на 50 мест), три летние веранды. В теплое время года здесь проводятся банкеты, приемы, свадьбы.
Два фото ниже - соседнее с павильоном "Главкондитер" здание ЗАГС на ВВЦ (оба фото наших времен, второе- более позднее, сейчас здание окрашено в белый цвет):
Старое фото другого здания, через дорогу, напротив, сейчас "Гастроном №1", а раньше павильон "Главконсерв":
Современное фото "Гастроном №1", именно это здание, но с верхнего ракурса видно с веранды на 2-м этаже "Главкондитер", вид очень красивый, особенно летом, в обрамлении зелени и цветников:
Современный вид павильона "Главкондитер" сбоку:
Скульптура "Девушка с виноградом", находящаяся на верху здания (подход с ближнего ракурса невозможен, поэтому фото нечеткое, сделала его сильно издалека):"
А теперь пройдемся по отреставрированному зданию и осмотрим его.
Центральный холл, он же бар:
Потолок в баре:
Вход в основной зал:
Основной зал, деревянные патинированные арочные окна в пол, на стенах фрески на тему: "Авиация в СССР", роспись на стенах в виде зеленых вьюнов по оштукатуренному с сохранением фактуры кирпичу, живые растения в кадках, антикварные люстры:
Вип-зал, тяжелые бархатные шторы, состаренные зеркала размером под потолок, в которых отражается живая зелень, потолок с массивными балками и литыми (очевидно, что авторской работы, видимо это старые сохранившиеся или восстановленные по таким образцам) гипсовыми панелями (этакий микс стиля "сталинский классицизм" и стиля "кантри"), на потолке ненавязчиво, без вреда для впечатления от внешнего вида потолка, установлена система кондиционирования.
Вся мебель антикварная и разнотипная, есть только по нескольку экземпляров одного вида, но, благодаря единой цветовой пастельной гамме, после реставрации, вся она воспринимается как единый ансамбль, разная высота стульев с заботой о посетителях скомпенсирована специальными пробками на ножках:
Каждая люстра - тоже антикварная и уникальная, но создается полное впечатление, что все люстры из одной серии:
Интересное решение - в сквозных нишах стен сделаны своеобразные буфеты, доступ к посуде, к фужерам и бокалам для воды (для воды бокалы оригинальные, цветные бледно-салатовые и бежевые, тяжелые, с поверхностью "как гравированной") в них есть и со стороны зала, и со стороны кухни:
Все столики вип-зала вечером и в праздничные дни обычно заняты:
Фрески на стенах на тему авиации:
Все эти диванчики и стулья тоже антикварные:
Ну, что сказать в целом ...
Все съеденное и выпитое нами в кафе было вкусным, несмотря на кажущуюся простоту названий блюд, их приготовленние, я бы сказала, изысканное. Обслуживание - вежливое и внимательное, с возможностью получить полную информацию о составе и способе приготвления блюд из меню.
P. S. Кафе в пошлом году работало зимой только как банкетный зал, а весной, летом и осенью - обслуживало всех посетителей.
****************************************************************************
Все следующие фотографии посвящены теме туалетных комнат в здании.
Тамбур перед туалетными комнатами напротив гардеробной:
Во всю стену холла - состаренное зеркало, раковины из медного сплава с отделкой объемным литьем:
Под цвет включений в мраморной столешнице умывальника - смесители:
В корзинках - маленькие одноразовые махровые полотенца, дозаторы жидкого мыла встроены в столешницу:
На стенах холла туалета тоже фрески:
Модель унитаза - подвесная, отделка стен - сочетание плитки "под мрамор" и "состаренной" штукатурки:
Все выверено, продумано, со вкусом и заботой об удобстве. Приятно отметить, что образцы культуры и стиля уверенно проникают в нашу повседневную жизнь, становятся доступными все более и более широким слоям. Этот туалет "круче" (если так можно сказать про туалет), чем, например, бывают туалеты даже в общественных зонах некоторых четырех- и пятизвездочных отелей и ресторанов при них из нашей российской действительности.
Как говорил булгаковский профессор Преображенский: "... разруха не в клозетах, а в головах..."
А если подробнее, то так: "Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом?… Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах."
********************************************************************************
1938-1939: Коренная перестройка, из истории ВДНХ
Весной 1938 года в прессе стали появляться обвинения в адрес главного архитектора выставки В. К. Олтаржевского - ему вменяли просчёты в архитектурном решении павильонов, неудачный, «лишённый праздничности и яркости» генеральный план комплекса (недоброжелатели даже увидели в нём тайный знак - якобы архитектор поставил павильоны в виде православного креста); припомнили Олтаржевскому и недавнюю длительную командировку в США (1924-1935), после которой на стройке он нередко изъяснялся по-английски. В июле 1938 года Олтаржевский был арестован по обвинению в участии в "антисоветской вредительской организации, существовавшей на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке", осуждён и сослан в Воркуту.
Главным архитектором выставки был назначен С. В. Чернышев - один из авторов генерального плана реконструкции Москвы, в то время занимавший и пост главного архитектора города. Заместителем главного архитектора ВСХВ (Всесоюзная СельскоХозяйственная Выставка) назначили А. Ф. Жукова, который, в связи с загруженностью Чернышёва другими проектами, фактически выполнял функции главного архитектора выставки.
После ареста Олтаржевского архитектуру большинства готовых павильонов признали в целом неудачной, а решение некоторых построек - "вредительским". Так, по мнению Жукова, павильон Московской области был "декоративно-пряничным", павильон Белоруссии он сравнил с богатым амбаром, а павильон Украинской ССР - "чистая конюшня в большом княжеском поместье". В итоге было решено снести и выстроить заново Главный вход, павильоны "Московская область", "Юго-Восток", "Механизация", "Украинская ССР", "Северное земледелие", "Сибирь" и ряд других; существенной переделке подверглись также павильоны Белорусской ССР, Казахской ССР и республик Закавказья.
В 57 сооружениях произвели замену и усиление фундаментов, в 25 заменили крыши, в 15 - полы. Для освобождения места под новый павилион "Механизация", который решили поставить по оси Центральной аллеи, пришлось передвинуть стоявшие здесь торговые павильоны - "Главтабак", "Главмясо", "Главконсерв" и "Главкондитер". Место, где первоначально стоял павильон "Механизация", отдали под 25-метровый железобетонный памятник И. В. Сталину.
Несмотря на тотальную перестройку и изменение положения ряда павильонов, первоначально разработанный Олтаржевским генеральный план ВСХВ остался практически без изменений. Значительный объём работ требовал дополнительного времени и вскоре стало ясно, что уложиться в намеченный срок открытия выставки - 1 августа 1938 года - тоже нереально. 21 августа 1938 года Верховный Совет СССР принял специальный "Закон о ВСХВ", которым вновь перенёс дату открытия выставки - на 1 августа 1939 года.