На редких архивных фото знаменитого советского актера, барда и поэта Владимира Высоцкого можно рассмотреть на его запястье часы, совершенно нехарактерные для советского гражданина того времени. Всякий, разбирающийся в часовой истории, легко узнает в них знаковую модель французского дома Cartier - четырехугольные часы Santos de Cartier. Как они попали к Высоцкому и куда делись после его безвременной смерти в 1980 году?
Надо сказать, что с часами Santos de Cartier связано много интересного и помимо драматической и трагической судьбы русского артиста. Это первые мужские наручные часы в истории дома Cartier (и одни из самых ранних в истории часового дела), запущенные в серию. И главное - это едва ли не единственная модель в истории дома Cartier, названная в честь вполне конкретного человека. И какого человека! В своем роде летчик и изобретатель Альберто Сантос-Дюмон был не менее известен, чем Владимир Высоцкий, - в свое время и в тех странах, где родился и жил.
Альберто появился на свет на бразильской кофейной плантации, владельцем которой был его отец, успешный бизнесмен, «кофейный король Бразилии». Когда будущий летчик был еще подростком, Сантос-Дюмон-старший упал с лошади и стал инвалидом, после чего семья решила перебраться во Францию, откуда происходили предки плантатора.
В Париже Альберто увлекся модным тогда воздухоплаванием и спроектировал одни из первых управляемых воздушных шаров (дирижаблей). За облет на одном из них вокруг Эйфелевой башни в 1901 году Сантос-Дюмон получил престижный Grand Prix d'Aviation - премию в сто тысяч франков, учрежденную миллионером Дойчем де ла Мертом для авиаконструкторов и авиаторов.
Наградные деньги конструктор и пилот разделил между своими помощниками и парижскими бедняками - и стал любимцем публики и завсегдатаем парижских светских салонов. Экстравагантные модники прозвали Сантос-Дюмона le petit Santos («Малыш Сантос») и подражали его манере одеваться в яркие рубашки и носить белую панаму с черной лентой.
В 1906 году он стал первым во Франции авиаконструктором, чей летательный аппарат поднялся в воздух, пролетел и сел исключительно на тяге собственного двигателя - в отличие от самолета общепризнанных пионеров авиастроения братьев Райт, чья машина взлетала только при сильном ветре, разгоняясь по рельсам.
Сантос-Дюмон пилотировал аэроплан своей конструкции 14-bis под названием Oiseau de proie, что значит «Хищная птица». В его конструкции он реализовал прообраз элерона - устройства крыла, без которого немыслимы современные самолеты. После этого первого в Европе публичного полета на аэроплане летчик получил приз Аршдекона (специально назначенный тому, кто заставит аппарат легче воздуха самостоятельно взлететь).
Еще за два года до эпохального полета «Хищной птицы» один из творческих и состоятельных друзей Альберто - владелец и глава ювелирного дома Cartier Луи Картье - создал для него наручные часы. Все мужчины того времени носили часы на цепочке, вынимая, чтобы узнать время, и потом убирая в жилетный карман. Но авиатор не мог этого делать, поскольку его руки были заняты рычагами управления. Он попросил своего приятеля Луи придумать для него удобные часы. Картье сделал их, взяв за образец давно существующие женские часы-браслет.
Модель оказалась настолько удачной, что пошла в серию и получила имя своего первого владельца - Santos de Cartier. А прототип серии, часы Сантос-Дюмона, с 1979 года выставлены в Парижском музее искусств рядом с аэропланом Demoiselle («Демуазель»), построенным им в 1908 году.
После «Демуазели» Сантос-Дюмон не проектировал самолетов, однако и авиастроение, и часовое дело в XX веке прогрессировали и развивались. Пока небо над Европой бороздили сначала турбовинтовые, а затем и реактивные лайнеры, часовщики разрабатывали новые версии Santos de Cartier.
Одну из них - в стальном корпусе и на браслете из того же металла с золотыми элементами - французский миллионер и владелец частной авиакомпании Жан-Клод Бруйе подарил советскому барду Владимиру Высоцкому, когда тот гостил на его личном острове на Таити. Такая удивительная встреча произошла потому, что жена артиста, киноактриса Марина Влади, до знакомства с русским бардом была замужем за Бруйе и после развода осталась с бывшим мужем в дружеских отношениях. Щедрый предприниматель пригласил бывшую супругу с семьей погостить.
Высоцкий покорил француза своим талантом, превосходящим любые языковые барьеры, и тот подарил артисту часы известной марки - дорогие настолько, что сам Владимир Семенович не мог купить себе ничего подобного. Всю валюту за заграничные гастроли он был обязан сдавать государству.
В 2018 году дом Cartier в очередной раз перевыпустил Santos в исторической коллекции, оснастив автоматическим калибром 1847 MC, устойчивым к воздействию магнитных полей, и механизмом быстрой смены ремешка и браслета. Они, как и их предшественники сорок пять лет назад, весьма недешевы - около 10 тысяч евро.
А исторические часы, принадлежавшие Высоцкому, после его смерти остались в наследство вдове артиста Марине Влади. Она носила их много лет, а теперь они, как и часы Сантос-Дюмона, оказались в музее. В 2016 году Влади продала их екатеринбургскому коллекционеру - фанату Высоцкого, который на свои средства собрал памятную коллекцию связанных с бардом документов и предметов и открыл ее для всеобщего обозрения.
(с)См.также:
Cartier - часы и ювелирные изделия совершенства и изысканности История простых вещей: авиационные часы и другое... Самые дорогие часы в мире Владимир Высоцкий Марина Влади (фото)