Одиссея Павла Ересько: как защитник Севастополя 37 дней дрейфовал в Черном море

Apr 20, 2019 21:18




Великая Отечественная война явила миру не только примеры храбрости и героизма, но и уникальные случаи выживания в экстремальных условиях. Одна из самых поразительных историй такого рода произошла с защитником Севастополя, Павлом Ересько, который сумел больше месяца продержаться без еды и воды в открытом море.


«Спасение» на шлюпке

В 1942 году 26-летний военный врач, Павел Ересько, участвовал в обороне Севастополя в составе 3-го батальона 8-й бригады морской пехоты. Вместе с другими красноармейцами и краснофлотцами он оказался фактически брошен командованием в обреченном городе. В первых числах июля эвакуация превратилась в беспорядочное бегство. Вокруг Херсонеса неумолимо стягивалось огненное кольцо, и в ночь на 3 июля Ересько вместе с тремя моряками отплыл от берега на случайно подвернувшейся шлюпке.

Защитники Севастополя надеялись пристать в Балаклаве, чтобы уйти в партизаны. Но самодельный парус из плащ-палатки и палки вместо весел оказались неподходящими средствами управления шлюпкой. К тому же на рассвете рядом с плавательным средством разорвался фашистский снаряд, и один из моряков получил ранение - грести он уже не мог. Течение относило бойцов все дальше и дальше от Крыма. С собой у них было 3 банки консервированных бычков в томате и 1 фляга со ржавой пресной водой - эти запасы были израсходованы за три дня.

«Я приказал товарищам лечь, не двигаться, поменьше разговаривать с тем, чтобы меньше расходовать энергии. Оставалось ожидать случайного корабля или гидросамолета», - вспоминал Павел Ересько.

Однако единственным самолетом, встреченным ими через неделю плавания, был немецкий истребитель. Обстреляв шлюпку, фашистский пилот улетел.

Безжалостное море

Трое из четырех пассажиров злополучной шлюпки - рядовые Александр Потамошнев, Семен Попов и младший лейтенант Александр Михайлов - один за другим умерли от голода и обезвоживания. Последний спутник военного врача скончался на 30-й день плавания. Трудно представить, что чувствовал Павел Ересько, сбросив в воду тело товарища и оставшись в одиночестве среди волн. Хотя Ересько специально не готовился к столь экстремальному плаванию, ему помогли медицинские знания. Подобно путешественнику, Алену Бомбару, советский врач утолял жажду морской водой, хотя подобная практика и приводит к чрезмерной нагрузке на почки. Прежде чем пить воду, Ересько обеззараживал ее, растворяя во фляге таблетки антисептика, пантоцида. Иногда его выручал дождь, единственный природный источник пресной воды в море. Через месяц плавания у пленника шлюпки начались галлюцинации - он видел, как друзья приносят ему пищу и воду.




Берег турецкий

9 августа 1942 года шлюпку Павла Ересько заметили с борта турецкого пассажирского парохода «Анафарта», совершавшего рейс из Стамбула в Эрегли. Как оказалось, советскому бойцу удалось доплыть почти до самого берега Анатолии. В общей сложности эпопея Павла Ересько продолжалась 37 дней. Если бы пароход подошел хотя бы несколькими часами позже, исход мог быть иным. Каждый день измученный голодом и жаждой Ересько был готов выброситься из шлюпки и утонуть.

Капитан парохода Зея Зефарт отнесся к спасенному русскому с сочувствием. А вот власти Турции приняли военного врача настороженно - в нем видели потенциального коммунистического агента. Исход Сталинградской битвы тогда еще не был ясен, и Анкара готова была в любой момент нарушить нейтралитет и присоединиться к войне против Советской России. С мая 1943 года Павел Ересько содержался в лагере для интернированных. Другой заключенный, болгарин Атанас, помог ему связаться с советским консульством. Но вернулся на родину Ересько только в конце 1944 года, когда Красная Армия подошла к границам Турции на Балканах. В Советском Союзе бойцу была вручена медаль «За оборону Севастополя». По возвращении домой Ересько в первые годы не слишком распространялся о том, что с ним произошло. Красноармейцу, побывавшему в плену, пусть даже турецком, излишняя словоохотливость в сталинское время грозила неприятностями. Впоследствии история Павла Ересько легла в основу романа украинского писателя Василя Кучера «Плещут холодные волны».

Тимур Сагдиев
См.также:

Подвиг четырех советских моряков

Операция «Страна чудес», или Александры Матросовы Северных морей

Они сами себя утопили!

Топи их всех!

Звонок из глубины.

война, вторая мировая, герой

Previous post Next post
Up