В истории авиации был удивительный случай, когда женщине, ранее не имевшей никакого отношения к летным делам, довелось руководить сражающимися летчиками трех великих держав - Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Китайской Республики. Звали эту даму Сун Мэйлин. Занимала она чрезвычайно важную «должность» - была женой генералиссимуса Чан Кайши, президента Китайской Республики.
Она решила, что никто лучше ее не сумеет руководить китайской авиацией. Чан Кайши не возражал против такого своеобразного хобби своей супруги. То, что образование она получила в колледже для девушек, который окончила по специальностям «английская литература» и «философия», и к авиации затем отношения не имела, его не волновало.
Когда после начала японо-китайской войны в 1937 году на помощь китайцам стали прибывать советские и американские летчики, Сун Мэйлин встречала их в качестве руководителя китайской авиации.
Андрей Герасимович Рытов Генерал-полковник Андрей Рытов позже вспоминал о том, как прибыв в Китай в качестве военного комиссара группы советских летчиков, он встретился с первой авиаледи этой страны: «Чан Кайши женился второй раз на Сун Мэйлин, молодой, довольно интересной и культурной женщине из рода Сунов.
Старую свою жену с сыном он оставил в Наньчане.
Сун Мэйлин фактически командовала китайской авиацией. Через нее и ее брата Сунь Узы-вэня, одного из богатейших людей Китая, закупались за границей самолеты. Сун Мэйлин представляла к наградам китайских офицеров и вообще чувствовала себя правой рукой генералиссимуса.
Не кому-либо, а именно ей мы представлялись вскоре после своего прибытия в Китай. Сун Мэйлин нас любезно приняла, справилась о здоровье, спросила, приятен ли был наш путь из Союза в Китай.
Ее не интересовало, что мы намерены делать, как думаем вести борьбу с японской авиацией. Зато дотошно расспрашивала о достоинствах и недостатках китайских генералов, с которыми нам доводилось встречаться: кому из них можно доверять, кому нельзя.
Чувствовалось, что в верхушке, командования китайской армии плелись какие-то интриги, и это больше всего занимало жену Чан Кайши. Разумеется, от ответов на подобные вопросы мы уклонились. Мне подумалось: «Несчастная страна, которая имеет такое бездарное руководство».
Клэр Ли Шеннолт(справа) с четой КайшиГенерал-лейтенант ВВС США Клэр Ли Шеннолт (иногда употребляется написание фамилии как Ченнолт), бывший в Китае «советником по противовоздушной обороне», о знакомстве с Сун Мэйлин вспоминал с гораздо большей симпатией: «Однажды душным вечером появился Рой Холбрук и увез меня в укрытое за высокими стенами поселение французской концессии, чтобы представить моему новому нанимателю - мадам Чан Кай Ши ( т. е. Сун Мэйлин). Нам сказали, что она отсутствует и пригласили в тенистую прохладную комнату подождать. Внезапно появилась юная девушка, одетая в модное французское платье.
Она буквально излучала энергию и уверенность. Я решил, что это одна из юных подружек Роя, и остался сидеть. Представьте себе мое изумление, когда Рой толкнул меня и сказал: «Мадам Чан, могу я представить вам полковника Шеннолта?» Это была жена генералиссимуса, которая выглядела на 20 лет моложе, чем я ожидал. (Сун Мэйлин родилась в 1897 году)
Она говорила по-английски с южной протяжностью. Я был очарован ею раз и навсегда. Ночью я записал в дневнике: «Она останется для меня принцессой на всю жизнь». После этого я долго работал вместе с мадам Чан в горькие годы поражений и в годы побед, которые сейчас кажутся еще более горькими, так как сулили мир, который не наступил. Я верю, что она была и остается одной из самых очаровательных, блестящих и решительных женщин в мире.
Несмотря на свое колоссальное женское обаяние, в тот жаркий день в Шанхае мадам была сама деловитость. Недавно она взяла на себя тяжкую ответственность и тяжелую работу: разобраться в запутанном клубке дел китайских ВВС. Однако она была полна решимости распутать этот клубок до конца. Она желала знать правду о состоянии ВВС - нелицеприятную правду, и она хотела подтолкнуть события. Я обещал представить полный отчет через 3 месяца».
Советский генерал Рытов, вспоминая о знакомстве с Сун Мэйлин в качестве авиационного руководителя, жалел несчастную страну, которая имеет такое бездарное руководство. По мнению Рытова, она была поглощена интригами, а борьбой с японской авиацией не интересовалась.
Лётчики-добровольцы в Китае. Справо-налево: Ф.П. Полынин,
П.В.Рычагов, А.Г. Рытов, А.С. Благовещенский. Американский генерал Шеннолт считал свою «принцессу на всю жизнь» одной из самых «очаровательных, блестящих и решительных женщин в мире», желавшей «знать правду о состоянии ВВС».
Черчилль общается с Сун Мэйлин на Каирской конференции 1943 годаВ таких диаметрально противоположных оценках, вероятно, виновата политика. Для США Чан Кай Ши многие десятилетия был верным политическим вассалом, что в СССР понравиться не могло. Отсюда и такая поразительная разница в оценке его супруги и ее деятельности советским и американским генералами. Или здесь дело не только в политике, но и в чисто личных симпатиях и антипатиях?
Источник