В понедельник 23 июня 1969 года в небе над Юхновским районом Калужской области столкнулись военный Ан-12БП и гражданский Ил-14М Аэрофлота. В результате катастрофы погибли все находящиеся в них 120 человек.
Это самое смертоносное столкновение самолётов на территории нынешней России.
В тот день 6-й парашютно-десантной роте 108-го гвардейского парашютно-десантного полка 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии была поставлена задача совершить перелёт из Каунаса в Рязань, где показать своё боевое мастерство при действиях на боевых машинах десанта Министру обороны СССР А. А. Гречко. Всего в группе было 4 самолёта Ан-12 из 600-го военно-транспортного авиационного полка: 2 с техникой должны были лететь на эшелоне 6000 метров, а 2 с личным составом - на эшелонах 3600 и 3000 метров с интервалами 8-10 минут. В 13:25 с авиабазы Кедайняй вылетел замыкающий, 4-й Ан-12БП с позывным 08525 (заводской номер - 402503) и занял эшелон 3000 метров. На его борту были 5 членов экипажа, в том числе пилоты майор Алексей Викторович Рябцев, мл. лейтенант Владимир Васильевич Приплов и капитан Николай Михайлович Маслюк, а также 91 десантник.
В 14:07 из московского аэропорта Быково вылетел Ил-14М с бортовым номером СССР-52018 (заводской - 7343208) Симферопольского объединённого авиаотряда (Аэрофлот), выполнявший рейс № 831 (Москва-Чернигов-Симферополь). На его борту находились 5 членов экипажа, в том числе КВС Георгий Матвеевич Павленко и второй пилот Виктор Павлович Буянов, а также 19 пассажиров. После вылета, Ил-14 занял предписанный эшелон 2700 метров.
В 14:40:55 экипаж Ил-14 вышел на связь с диспетчером юго-западного направления Московской районной диспетчерской службы и доложил, что на его маршруте полёта присутствуют кучевые облака и болтанка, в связи с чем просит разрешение подняться до эшелона 3300 метров. Однако, из-за наличия встречного самолёта на эшелоне 3000 метров, диспетчер отказал в подъёме до 3300 метров, вместо этого предложив рейсу 831 остаться на высоте 2700 метров и обходить облачность, либо снижаться до 2100 или 1500 метров. Но экипаж Ил-14 отказался спускаться, посчитав, что там болтанка ещё хуже, и стал обходить облачность на высоте 2700 метров и выходом на трассу в 30 километрах южнее Юхнова, летя в том же направлении.
В 14:50:17 Ан-12 пролетел опорный пункт Юхнов, после чего диспетчер западного направления передал управление диспетчеру юго-западного направления. В 14:51:03 экипаж Ан-12, перейдя на частоту данного направления, доложил о пролёте Юхнова выше облаков в эшелоне 3000 метров, после чего получил подтверждение следовать на этой же высоте в направлении Тула-Венёв.
В 14:52 в 28 километрах юго-восточнее Юхнова Ан-12 (курс 106-121°, скорость 500-529 км/ч) под относительным углом 51-56° врезался в Ил-14 (курс 235-245°, скорость 324-360 км/ч). Столкнувшись сперва правыми крыльями, Ан затем врезался в хвостовое оперение Ил-а. От удара, у военного самолёта оторвало правое крыло вместе с двигателями, после чего он перешёл в штопор и понёсся к земле. У пассажирского самолёта оторвало правое крыло и верхнюю часть фюзеляжа, после чего он также перешёл в пике. Ан-12 врезался в поле у деревни Выползово, а Ил-14 - у деревни Троица. Расстояние между упавшими самолётами составило 3800 метров. В катастрофе погибли все 96 человек на борту Ан-12 и 24 на борту Ил-14, то есть всего 120 человек. По некоторым неподтверждённым данным, погибших на самом деле было 121, так как один из офицеров взял с собой 4-летнего сына.
Место катастрофы представляло собой удручающее зрелище. Поваленные деревья, догорающее пламя, обломки самолета, разбросанные в радиусе примерно 100-120 метров… И среди этих кусков раскаленного металла - тела погибших. Даже мне, прошедшему всю войну «от звонка до звонка», было тяжело видеть это человеческое месиво.
Часов в 9 утра на место катастрофы прибыл командующий Военно-транспортной авиацией маршал Н. Скрипко, через несколько минут появился командующий ВДВ генерал армии В. Маргелов, другие ответственные лица. Все были в ужасном состоянии от сознания масштаба трагедии - на борту нашего самолета на-ходился 91 десантник и 5 летчиков.
Столкновение произошло на высоте 2910-2960 метров, из чего был сделан вывод, что оба экипажа нарушили установленные высоты при проходе мощных кучевых облаков (облачность - 9-10 баллов, нижняя кромка - 1000-1500 метров, верхняя - 3000-3700 метров).
См. также:
PSA Flight 182, 25 сентября 1978 годаТрагедии на авиашоу разных летТаран жилого дома самолётом Ан-2, 26 сентября 1976 годаАварии самолетов (40 фото)Столкновение самолетов над Нью-Йорком в 1960 году (15 фото)Самолет столкнулся с гусями и приводнился (25 фото)