Оригинал взят у
habarnew в
100 летний старожил Осиповского затона. Старое «семейное фото - корабли Амурской флотилии на рейде в Осиповской протоке,1910 год.
Утонченные силуэты речных канонерок соседствуют с ,основательными в своей мощи ,башенными канлодками типа «Шквал».На переднем плане причаленная плавучая мастерская. Между плавмастерской и канлодками находится непонятное для обычного обывателя судно. Внешне более похожее на перевернутый ящик письменного стола чем на корабль .Только надстройки выдают в нем судно специального назначения ,а точнее плавучий судовой док.
Прошло всего 2 года с момента подписания указа о создании военной флотилии на реке Амур.После долгих скитаний началось строительство базы флотилии в окрестностях Хабаровска.
Несколько ранее, в 1903 году ,с решения Морского министерства ,по срочно разработанному проекту ,Сормовский завод приступил к постройке 10 канонерских лодок .В разобранном виде их отправляли по железной дороге вместе с бригадами рабочих на Кокуйскую верфь ,на реке Шилке .Здесь было открыто отделение завода строителя и устроены стапели для сборки и спуска лодок на воду.
В мае 1907 года первые три готовые канлодки - «Бурят», «Монгол»,«Орочанин» торжественно подняли флаги и начали свою первую компанию.
Вместе с тем, опыт Русско-японской войны и эксплуатации первых канлодок показал, что заказанные 10 канлодок не в состоянии обеспечить неприкосновенность границ на Амуре.
В связи с этим ,по поручению Морского министерства ,был разработан проект бронированной 4-башенной лодки типа «Шквал». В мае 1907 года Балтийскому судостроительному заводу заказали восемь таких кораблей.
По мере готовности корпусов лодок их, в разобранном виде, отправляли по железной дороге к месту назначения. Достройка кораблей проводилась в открытом с 1908 года Амурском отделении Балтийского завода. Для него к 1909 году были построены мастерские из нескольких цехов -механического ,токарного ,котельного и деревообрабатывающего .Позже ,после достройки канлодок ,все постройки и мастерские были приобретены Морским министерством с целью создания ремонтной базы флотилии .Которая начала свою деятельность с 20 ноября 1910 года .Более подробно об истории судоремонтного производства постараюсь рассказать позже.
Плавдок ремонтных мастерских Амурской флотилии,1910 год.
В состав судоремонтных мастерских ,с момента их образования ,входил плавучий док грузоподъемностью 1000 т. ,обеспечивавший доковый ремонт всех типов кораблей и судов флотилии. На нем имелись паровой котел ,снабжавший паром балластные насосы ,пародинамо. Они обеспечивали как сам док так и корабли ,стоявшие в ремонте электроэнергией ,паром и сжатым воздухом. Позднее ,в ходе проведения модернизационных работ, паровой котел и пародинамо демонтировали.
Сам док оказался так добротно сделан ,что пережил все корабли Амурской флотилии, большинство кораблей 49 дивизии РЧК. Вместе с судоремонтными мастерскими док стал свидетелем революции, гражданской войны, а затем интервенции. Док активно применялся при восстановлении кораблей АФ в 20-х годах, обеспечивал модернизацию и усиление мощи КАФ в 1930-х.На нем доковались корабли и катера перед Сунгарийским походом 1945 года и после возвращения на базу. Плавдок стал молчаливым свидетелем расформирования краснознаменной флотилии в конце 50-х годов. Когда государство восстановило речные силы в 1964 году, обеспечивал их боеспособность и ремонт. В наши дни он активно используется в производственном процессе 179 Хабаровского СРЗ, пережив ,вместе с предприятием ,сложные годы экономических реформ..
Ниже несколько фотографий ПД-22 постройки 1910 года,в наши дни.
Современные фотографии ПД-22 предоставил Петр Карась