В России мало найдется людей, не читавших о приключениях великолепного капитана Блада. Но если капитан Блад - всего лишь книжный герой, выдуманный писателем Сабатини, то человек, которого он называл своим учителем, - совершенно реальная личность.
О голландском адмирале Микаэле Адриансзоне де Рюйтере и в XVII веке, при его жизни, и позже ходили легенды, но многие из этих легенд действительно имели место в действительности. Он стал юнгой в одиннадцать лет, а в двадцать восемь уже был капитаном и водил торговое судно. В тридцать пять де Рюйтер командовал голландским флотом, в сорок пять успешно воевал с Англией, а дальнейшую свою жизнь посвятил истреблению морских пиратов. Причиной его удачной карьеры была не только потрясающая смелость, но и тонкий ум вкупе с весьма оригинальным стратегическим мышлением. Хотя адмиралом де Рюйтер стал лишь к концу жизни, но и будучи капитаном простых, даже не военных кораблей, совершил такие дела, что похвастаться плаванием под его началом - значило придать себе вес в морском сообществе.
Одна из легенд об адмирале рассказывает случай, полностью подтверждающий его неординарность.
Капитан де Рюйтер вел торговое судно через пролив Ла-Манш. Дело было по определению рисковое - в проливе свирепствовали пираты, и даже встреча с государственным кораблем Франции непременно заканчивалась взятием приза - французы в это время готовы были насолить и англичанам, и голландцам, и вообще кому угодно. Но ведь не тащиться вокруг Англии, избегая встречи с пиратами? Вот моряки и рисковали.
Де Рюйтер тоже вел свое судно кратчайшим путем, через туман. Но как только полоса тумана закончилась, совсем недалеко определился довольно крупный корабль с прекрасным пушечным вооружением. Но капитан не растерялся - правда, поступил совершенно безумно с любой точки зрения. Приказав поднять все паруса и развернуться к пиратскому судну носом, он вызвал канонира и велел вести огонь из единственного на борту носового орудия - усиленным зарядом пороха, без ядра.
Пираты, увидев судно, нагло несущееся прямо на них и приказывающее стрельбой из орудия остановиться, развернулись и во все паруса рванули в туман. Капитан де Рюйтер догонять их не стал, а лег на свой прежний курс и совершенно спокойно прибыл в порт назначения.
В другой истории о молодости адмирала излагается практически противоположный случай.
На сей раз де Рюйтер командовал небольшим кораблем, выполнявшим коммерческий рейс из Ирландии до одного голландского порта. Все тот же Ла-Манш и те же пиратские бесчинства, а вдобавок совершенно ясное небо - никакого тебе тумана. Но де Рюйтер решил идти именно через пролив, рассчитывая на удачу и слишком уж неказистый вид своего корабля. Тем не менее, голландский кораблик все же попался на глаза пиратскому судну.
Уйти от более быстрого и хорошо вооруженного противника де Рюйтеру не удалось бы ни при каких обстоятельствах. Сражаться в абордажном бою тоже смысла не имело - восемь человек против пяти десятков пиратов. И капитан де Рюйтер опустил паруса и отдал несколько довольно странных приказаний. Французы, увидев, что судно под голландским флагом сопротивляться не собирается, неторопливо подошли борт в борт, подтянули жертву абордажными крючьями и начали с гиканьем прыгать на палубу захваченного корабля.
Крышка трюма на «голландце» оказалась открытой, но это пиратов не насторожило - а напрасно! Первые же атакующие по неизвестной причине не устояли на ногах, что, впрочем, не остановило их товарищей. Те же, кто ухитрился на канатах достичь трюма, вообще более не увидели божьего света - в темноте их тихо прирезали голландцы. Оставшиеся на борту пиратского корабля французы некоторое время смотрели на катающихся по чужой палубе коллег, а потом неожиданно начали кричать: «Колдовство!», обрубили канаты абордажных крючьев и рванули прочь.
Но колдовства никакого не было - просто корабль де Рюйтера вез в Голландию партию сливочного масла, и капитан рассудил, что лучше пожертвовать частью груза, чем потерять все. Матросы за несколько минут измазали борт корабля и палубу жирным, скользким продуктом, на котором вволю «покатались» пираты.
Как говаривал русский генералиссимус Суворов, воевать следует вовсе не числом, а хитростью и умением. Так что оружием может стать даже сливочное масло - главное, сообразить, как его использовать.
См. также:
Великие полководцы. Спартак10 самых впечатляющих морских фортовКак Медведев потопил китайскую подводную лодкуИду на таран!Стальные яйца советского флота