Авианосец в Неве

Aug 17, 2017 14:01




Сорок лет назад, в середине 70-х мои родители пошли в гости, и потащили меня с собой. Я сначала очень сопротивлялся и не хотел идти - ну вот что делать десятилетнему мальчишке в компании старых динозавров? Они выпьют, начнут петь древние песни, а мне чем заняться? - думал я. Но в последствии не пожалел, что оказался в той компании. Та встреча врезалась в память на всю жизнь. Дело было 9 Мая. За столом собрались ветераны Великой Войны, и среди них особо выделялся седовласый, но очень бодрый, подтянутый дед с огромным иконостасом орденов и медалей на груди.

Такого количества наград я никогда до этого вживую не видел. Больше было только у Маршала Советского Союза Леонида Ильича Брежнева…
К моему очень большому сожалению, я не запомнил имя этого человека, до сих пор жалею… поэтому буду называть его просто Ветеран.


Сначала меня, мальчишку, очаровали его награды. Ну это естественно… Но больше, чем ордена и медали меня впечатлили его рассказы про Войну. Даже не столько рассказы, сколько его манера повествования - он не говорил про ужасы Войны, про кровь, потери, лишения и трудности… Кстати, хочу отметить, что многие участники Войны крайне редко и крайне неохотно рассказывают о пережитом. Стараются вспоминать только светлое. Вот и тот Ветеран рассказывал только о хорошем, о веселом и смешном. То, КАК он это делал было сравнимо с лучшими выступлениями тогдашних юмористов из телевизора. Хорошо поставленная и грамотная речь, ни одного крепкого солёного слова, театральные паузы, отточенные жесты, драматургия в каждом рассказе, и неизбежная комедийная развязка со взрывом хохота в конце.

Я тогда знал, что Великие Рассказчики живут только в телевизоре… ну, к примеру, Райкин, Штепсель и Тарапунька… А тут такой же яркий и живой, как люди с экрана. Может он и был после Войны эстрадным артистом, кто знает? Время стёрло из памяти не только имя Веселого Ветерана, но и подробности его армейских баек.

Больше всего мне запомнился один его рассказ. Он сообщил удивительную вещь - о том, что после Войны в Ленинграде, прямо в Неве, у моста Лейтенанта Шмидта стоял ИНОСТРАННЫЙ АВИАНОСЕЦ. Вы когда-нибудь слышали об этом? Вы себе представляете размеры и осадку этой махины? А ширину и глубину Невы?... Как авианосец мог поместиться в реке, пусть даже и судоходной?...

Но, давайте обо всем по порядку. Итак, вот суть рассказа Ветерана.

Летом 1946-го года в Ленинград с визитом дружбы прибыл британский авианосец «Триумф». Из-за своей большой осадки он бросил якоря на рейде Кронштадта, а в Неву тогда поднялся только сопровождающий его эсминец «Рэпид». Второй раз авианосец «Триумф» побывал в Ленинграде уже в октябре 1955г. И вот именно тогда он и зашел в Неву. Причем, этот заход совпал с мощным наводнением. Что интересно, ни само наводнение, ни сильный юго-западный ветер, который это наводнение вызывает, ни отвратительная погода не помешали культурной программе визита. Ветеран сообщил, что народное гуляние длилось всю штормовую ночь, и наш народ очень активно братался с британцами. Настолько активно, что кое-где горячее братание даже переросло в кулачное столкновение - из-за посягательств подвыпивших английских моряков на наших ленинградских барышень. И якобы НАШИ советские парни одержали убедительную победу над союзниками. Ветеран утверждал, что наши морячки гнали англо-саксов вдоль набережных, и кое-где даже загнали их в воду. Над головой у наших Черных Бушлатов свистело страшное оружие - поясные ремни со сверкающими бляхами…

Всё услышанное было настолько невероятно, что поверить в него было сложно. Авианосец в реке - это как… всё равно как подводная лодка в степях Украины… И потом, какая-такая драка с англичанами? Пусть даже и по романтическим причинам… Спустя годы я нашел подтверждение рассказу Ветерана. Всё подтвердилось. Всё, кроме драки...



Вот он - краса и гордость британских ВМС авианосец «Триумф». Заложен в 43-м году, спущен на воду в 44-м, а вот вошел в строй только в послевоенном 46-м. Причем, что интересно - приняли его в состав флота 9 Мая. И первый его большой поход - это, действительно, визит дружбы в Советский Союз, в Ленинград, летом 46-го года. Десять дней провели британские моряки в Ленинграде. Союзников встретили очень тепло и радушно. Показали город.
Экскурсии, театры, музеи, празднование Дня Военно-Морского Флота.

В рамках культурной программы состоялся футбольный матч между британскими и советскими моряками. Он прошел 28 июля 46-го года в Кронштадте. И мы тогда разгромили бриттов со счетом 5:0! ПЯТЬ : НОЛЬ! Ветеран рассказывал о той игре так, будто сам там был. А может быть и вправду был… И говорил так ярко, что и мы, его слушатели, как будто там же побывали…

Знаете, в чем секрет нашей блестящей победы? Всё очень просто - под видом балтийских моряков линкора «Октябрьская Революция» играли игроки ленинградского «Зенита». Надо отдать должное гостям - они восприняли свой разгром с британским достоинством и спокойствием. Даже не особо и удивились, когда узнали правду.



Всё-таки удивительно - КАК (!?) «Триумф» смог зайти в Неву и разместиться в ней!? Ведь его длина - почти 200 метров. Для сравнения, 200 метров - это длина двух футбольных полей. И еще, для понимания - ширина самого узкого места Большой Невы при её выходе в Финский Залив - всего лишь 150 метров.

Так вот, ответ - проводка этой громады стала возможной благодаря… традиционному питерскому наводнению. В октябре 1955-го года вода в Неве поднялась почти на три метра выше ординара, то есть на три метра выше своего обычного уровня. Этого подъема воды вполне хватило, чтобы корабль смог подойти к мосту Лейтенанта Шмидта, даже с самолетами на борту. По словам очевидцев, четыре мощных портовых буксира тянули и удерживали авианосец. Их задача осложнялась не только большими размерами корабля, но еще и мощным течением Невы и сильным штормовым ветром с моря. Ведь корабль обладал огромной парусностью. И если бы не эти буксиры, то могла бы случиться катастрофа.

Вот как вспоминает это буйство стихии писатель Василий Аксёнов в своей книге «Круглые сутки нон-стоп»: «Это была ночь настоящего наводнения, когда вода дошла сфинксам до подбородка… Но страха не было и в помине, народ тонуть, кажется, не собирался, а наоборот, в эту странную ночь по всему Питеру расползлось какое то чуть-чуть нервное, но бодрое веселье, и всюду были танцы».

Ну что сказать… преувеличил немного уважаемый писатель Аксёнов уровень воды. За всю историю питерских наводнений вода НИКОГДА не доходила сфинксам до подбородка. Скорее всего, писатель имел в виду грифонов - вот один из них виден на цветном фото со сфинксами…



Подтвердить всё услышанное в моём далеком детстве стало возможным только в век Интернета. А тогда, 40 лет назад, это воспринималось как красивая легенда: моряки в черных мокрых бушлатах, свистящие над их головой бляхи поясных ремней, бегущие от наших парней по ленинградским набережным "союзнички", бушующая балтийская стихия и огромный корабль с самолетами на борту в Неве. После той незабываемой встречи с Ветераном, мне, 10-летнему пацану, очень сильно захотелось сделать две вещи: первое - стать моряком, и второе - уметь так же красиво рассказывать интересные и удивительные истории.

Ну что сказать… моряком я таки побывал. А вот насколько я хороший рассказчик - судить вам.









На заднем плане недостроенный крейсер "Днепр" (бывший «Лютцов»)

Эдуард Щербина

См.также:

Визит американских моряков в Севастополь, 4-8 августа 1989 года

Как наши моряки на коронацию ходили.

1969-1971. Немецкий фотокорреспондент в Ленинграде

«Хомо советикус» - фотопроект Карла Де Кейзера

Американские туристы в Ленинграде зимой 1955-1956 гг.

рассказ, Ленинград и Санкт-Петербург, флот, корабли, занимательно

Previous post Next post
Up