Русский комикс, который мы потеряли

Jul 23, 2017 12:13


Настоящая Россия, которую мы потеряли - не строгое торжество николаевского ампира, не роскошные дворянские балы, не ожидание Европы, пока русский царь рыбачит, не Серебряный и Золотой века русской литературы и даже не Столыпин и «Союз русского народа». Такая Россия у нас была.



Россия, которую мы потеряли - мировая русская поп-культура: русский Голливуд, задающий моду всему белому миру, и русские комиксы, которыми с восторгом зачитываются европейцы в перекурах между мировыми войнами. Вот такой России у нас не было. Такую Россию мы действительно потеряли. Из-за революции русские не вписались в авангард новой поп-культуры и не оставили заметного следа в европейском масскульте XX столетия, и до сих пор стараются догнать ушедший поезд, порождая несусветных и безосновательных выкидышей типа «Защитников».

После Гражданской войны огромная русская колония осела в Белграде, оставив неизгладимый след на культуре и истории молодого королевства. Югославия была особым местом для русских эмигрантов. Православная монархия с дружественным русским славянским населением и теплым климатом давала надежду на убежище, где Старая Россия сохранится до лучших времен. Этакий Русский Тайвань.
Надежды эти до поры до времени оправдывались: в 30-е годы XX века в Белграде из около 300 000 населения 30 000 были русскими эмигрантами, которые очень быстро заняли передовые позиции в культуре, науке, медицине и преподавании королевства Югославия.

Сейчас мы перечислим, на основе имеющейся информации в сети и главное, работ Ирины Антанасиевич, филолога, которая специализируется по творчеству художников комикса в Югославии 30-40-х годов:

1. Константин Константинович Кузнецов, родился в Санкт-Петербурге, в одном поколении с Булгаковым и Маяковским. Рос в семье директора гимназии, когда вырос пошел на фронт первой мировой войны. После 1917 тяжело пережил смерть отца, есть версия что его убили просто воры, а не прямо большевики, но учитывая дальнейшую ярою непримиримость Кузнецова с большевизией, парой доходившую до крайностей, более вероятно второе. Он уезжает на юг и вступает в Добровольческую армию, с частями которой был эвакуирован в Белград.


Кузнецов почти сразу выучился на курсах рисования в городе Панчево, но к комиксам приступил только в 1937-ом, когда в Белграде начался бум этого нового вида искусства. До начала войны Кузнецов нарисовал для журнала “Мика Миш” около 26-ти комиксов, кроме того отдельные его работы издателем Александром Ивковичем были изданы на французском языке во Франции.

Вторая мировая война обнуляет мир русских эмигрантов снова, теперь в Югославии. В годы войны Кузнецов сотрудничает с немецкой армией и русским корпусом, рисует плакаты и карикатуры военной пропаганды, а также продолжает рисовать отдельные комиксы, в частности про англо-советский характер переворота в Белграде в 1941.


























Опасаясь коммунистов, которые к тому времени уже казнили несколько художников, Кузнецов эмигрирует сначала в Вену, а потом в Мюнхен, оттуда в 1950-ом в США. Кузнецов до конца жизни занимался рисованием иллюстраций, плакатов, открыток, но к комиксам больше не возвращался. Кузнецов умер 1980-ом году в Лос-Анджелесе, не много не дожив до 85-ого дня рождения.

2. Сергей Соловьев, 1901-ого года рождения, родом был из Курска. Попал в Белград в составе армии Врангеля.
Комиксы для Соловьева были большой страстью, которые он рисовал до конца жизни, в Италии, куда он уехал после второй мировой и умер в 1975-ом, остались не законченные работы, в частности на основе битвы на Курской дуге.


Все его работы отличаются характерным уверенным и изящным стилем. В Югославии нарисовал около 24-х работ. Среди которых, например, “Казаки”, по мотивам “Тихого Дона”, работа вышла в 1938-ом, через шесть лет после выхода романа.

























3. Юрий Павлович Лобачёв, родился в семье русского консула в Османской империи, провел все детство на фоне балканских войн и после недолгого проживания в Петербурге вернулся на Балканы в 1920-ом.


Лобачев пионер русского комикса, в 1935-ом вместе с литератором Вадимом Курганским нарисовал первую работу, комикс “Кровавое наследство”, в стиле популярных тогда hardboiled романов. Нарисовав большое количество работ, после войны Лобачев получил советское гражданство и переехал в Ленинград, где ему издавать буржуазные непотребства конечно не давали (нарисовал комикс для пионерского журнала, но выпустил лишь девять страниц), но связи с белградскими издательствами он сохранял, там даже сейчас есть школа начинающих художников его имени.











Прожив долгую жизнь Лобачев умер уже в Санкт-Петербурге, в 2002-ом.

5. Алексей Борисович Ранхнер, ровесник Шеншина, родился в Одессе. Вместе с Шеншином разделил и судьбу, погиб во время войны, предположительно убит за сотрудничество с правительством Недича.











Рисовал много работ на литературной основе. Среди них “Капитанская дочка” и “Станционный смотритель” Пушкина, “Ревизор” Гоголя, “Граф Монте Кристо” Дюма, “Девид Коперфильд” Диккенса и другие.

6. Николай Павлович Навоев, родился в Санкт-Петербурге, в семье штабс-капитана Павла Навоева, художника и военного репортера в ставке Николая II.


Рисовал Навоев комиксы с 1935-ого года, но будучи очень молодым обучался в процессе, пройдя большую эволюцию от первых работ по мотивам приключений Остапа Бендера до “Тараса Бульбы”.

Автор первого опыта в жанре супергероики в Югославии. Серия комиксов про супергероя Зигомара была сделана по подобию историй про Фантома, очень популярной в то время. Недолго думая Навоев вместе с писателем Бранко Вадичем делает кроссовер “Зигомар против Фантома”, где они высмеиваю костюмы друг друга всю дорогу.














Прожив всего 27 лет Навоев умер от туберкулеза, так и не закончив несколько своих работ.

7. Владимир Иванович Жедринский, родом был из Москвы. По основной профессии он был художником-постановщиком, учился в Петербурге и Киеве. Оказавшись в Югославии он работал сначала в белградском национальном театре, а потом в загребском и люблянском национальном театре. В 50-е много работает в театрах Касабланки, Ниццы, Льежа, Монсе и Нанта.


Но кроме всего этого, в Белграде он успел нарисовать необычный комикс, по поэме “Руслан и Людмила”.










8. Всеволод Константинович Гулевич, родился в Варшаве, где в то время стоял 63-ий пехотный Углицкий полк, в котором служил в то время его отец.


На май 1920 в Югославии. В 1922 окончил Крымский кадетский корпус в Стрниште, близ г. Птуй (Словения). Поступил в русское Николаевское кавалерийское училище в г. Бела-Црква, но не закончил его. Корнет 12 гусарского Ахтырского Генерала Дениса Давыдова, Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны полка.

До второй мировой войны Гулевич был художником портретов. Он написал большое количество портретов исторических военных и политических деятелей Сербии.

Комиксы же Гулевич стал рисовать только в период коллаборационистского с немцами правительства Недича. В этом ему помогал Константин Кузнецов. Нарисовав всего несколько работ, среди которых “Небелунги”, вестрн “Холмы пламени” и “Меч судьбы” про средневековую историю Сербии.











В 1944-ом Гулевич покинул Югославию и уехал в Нью-Йорк, где и был похоронен в 1964-ом на православном кладбище Ново-Дивеево.

9. Николай Иванович Тищенко, родился в городке, который сейчас находится на дне Каховского водохранилища. В 1920-ом, в составе Крымского кадетского корпуса был эвакуирован в Югославию.

Специализировался на карикатуре, работал иллюстратором для сатирических журналов “Бух!” и “Стриженный ёж”. Начав рисовать комиксы так же сперва рисовал пародии на популярные тогда серии, но позже стал рисовать и более серьезные работы, на основе югославского эпоса.








С началом войны Тищенко перебрался в Берлин, откуда в 50-е переехал в Бразилию, где продолжил рисовать карикатуры.
Тищенко умер в начале 1990-х в городке Сальвадор-Байя, где и похоронен.
География судеб русских эмигрантов конечно не перестанет удивлять.

Отдельного упоминания стоит Александр Ефимович Ивкович. Крупнейший издатель комиксов в королевстве, родом из Одессы, чья настоящая фамилия неизвестна.


В 30-е он стал владельцем фотоцинкографии “Рус”. За четыре месяца 1936 года Ивкович открывает и начинает выпускать несколько журналов комиксов: «Забавник», «Робинзон», «Маленький забавник Микки-Маус», «Маленькая библиотека Микки-Мауса», в начале 1937 года открывает «Веселый забавник», а в марте 1938 года появляется еще одно издание - журнал «Тарцан». Общий тираж составлял до 300 тысяч экземпляров в неделю. У Ивковича издавалось большинство работ русских художников комикса.

Кроме Югославских авторов, Ивкович издавал у себя популярные американские серии Диснея, а так же Prince Valiant, Phantom, Mandrake the Magician и др.

Ивкович активно использовал разнообразные маркетинговые приемы для рекламы своих изданий, проводил опросы популярности серий среди читателей чтобы выяснить что продолжать, а какой комикс стоит закончить.











Очень скоро Ивкович начал экспансию, стал издавать югославские комиксы во Франции и Бельгии, для этого он открыл с бельгийцем Лустигом издательство “ Universum Press”.

За неполные 10 лет, половина из которых пришлась на Вторую мировую войну, в Югославии издано более 4000 страниц комиксов, более 150 цельных графических романов, и всё это руками «Белградского круга художников» и его окружения, костяк которого составляли русские белоэмигранты. Оригинальность и новаторства русских художников внесли неоценимый вклад в становление современного европейского комикса, но остались незамеченными в России.
До сего дня русский югославский комикс как явление был неизвестен широкой публике, о нём знали только лишь в узком субкультурном кругу комиксоманов, и то благодаря немногим исследователям и коллекционерам, поднимавшим эту тему на тематических выставках и лекциях. Одна из таких исследователей - Ирина Анастасиевич, в 2015 году выпустила в Белграде замечательную книгу «Русская классика в картинках». Увы, интерес комикс-сообщества к теме не спровоцировал переиздания комиксов в современной России. В 2011 году на телеканале «Россия» даже вышел документальный фильм про Юрия Лобачёва, но и после этого ни одно издательство не взялось за возвращение этого пласта нашего национального наследия домой.

Интересно то, что при обзоре работ “золотого века” можно выделить канон, традицию, какими графические истории должны быть в России:

Комиксы в России нужно называть стрипами. Именно так они назывались среди русских художников в 30-е. Слово “комикс” же пришло в 40-е, из “обличительной” статьи Чуковского.
2. Полноценные работы корректнее называть романами, просто, без слова графический и т. п.

3. Лучше в ч/б. Стрип это вообще разновидность литературы, в русской традиции тем более, и их создание, как и литературы, должно быть возможно с минимум инструментов и средств, где угодно и хоть в концентрационном лагере (что и было в годы войны).

4. Квадратные рамки текста. Округлые пузыри подходят только латинице, для кириллицы нужны аккуратные ломаные линии и прямые углы, либо по возможности вообще без рамок, стараться просто вписать текст в композицию.

Источник

художник, эмиграция, профессии, пропаганда, интересно, югославия, неизвестное

Previous post Next post
Up