Ушедшая в ИСТОРИЮ СТРАНА : Как собирали вторсырье в СССР
Apr 21, 2017 09:44
Институт сбора вторсырья, существовавший в СССР, с его развалом переживал не лучшие времена. Поиск цветных металлов на долгое время оставался подконтрольным криминалитету. Сдача на переработку бумажных отходов и вовсе стала историй.
Оглядываясь на созданный советской машиной механизм сбора пригодного для дальнейшего использования мусора, в который были вовлечены все слои общества, закономерно появление вопросов о том, как функционировала система сбора и учета, кто был ее главной рабочей силой, и насколько эффективной она была.
Еще до революции в Российской Империи действовали старьевщики, скупавшие у населения ненужные жестяные вещи, обувь и прочую утварь. Однако настоящий сбор утиля в масштабах всей страны начался только в советское время. Инициатором этого стал В.И. Ленин. Как говорит история, узнав, что пролетарии предпочитают тратить бумагу на растопку печей, Вождь революции повелел открыть пункты приема макулатуры и, тем самым, сэкономить на бумажном производстве.
Пионеры смелые, ловкие, умелые
Как отмечают историки, сбор вторсырья на западе и в СССР имел в своей основе разные причины. В капиталистических странах переработкой отходов стали заниматься из-за экологических проблем и возможности сэкономить на добыче сырья.
В Советском Союзе потребительская культура была довольно низкой, а проблемы экологии никогда не были в числе приоритетных задач. Дефицитная экономика отразилась, в том числе, и на промышленно-сырьевой сфере. В стране все острее ощущался дефицит бумаги. Это касалось как товаров первой необходимости (например, туалетной бумаги), так и незаменимой в торговле обертки. Многие помнят, как для упаковки товаров в ход шли старые газеты, которые продавцы доставали из-за прилавка в отсутствии оберточной бумаги.
Сбором бумажных отходов занимались все от школьников до пенсионеров. Главным контролирующим звеном в организации добычи макулатуры становились школы. По всей стране в учебных заведениях каждый школьник обязан был собрать определенное количество утиля. В ход шли старые тетради, журналы, книги, обертка и пр.
Дважды в год, как правило, осенью и весной, пионеры выносили из собственных и соседских квартир килограммы старых журналов и всевозможного бумажного хлама. Собравший больше всех макулатуры пионер обычно поощрялся грамотой, реже путевкой в лагерь или еще каким-нибудь призом. Особенно ловкие пионеры загодя договаривались со знакомыми пенсионерами, чтобы те не выкидывали макулатуру, а отдавали им. Менее предприимчивые юные ленинцы сметали все бумажные изделия, до каких могли добраться. В ход шел и мусор, и старые картонные коробки, и даже домашняя библиотека. Очень часто в пунктах приема можно было кроме старинных книг, выброшенных в погоне за рекордом, поживиться еще и деньгами, которые советские люди традиционно прятали между страниц.
По тогдашним нормативам выходило 15 кг макулатуры на одного пионера. Отсюда пошла шутка, что каждый пионер должен сдать государству 15 кг макулатуры и двух пионеров, не сделавших этого. Примерно со второй половины 1970-х годов шутка стала очень популярна. Ведь для того, чтобы население эффективнее вело сбор бумутиля, была введена система соревнования сначала внутри школы между классами, потом и между отдельными школами города. Что в конечном итоге выливалось в соревнования по области и дальше. Каждый школьник твердо знал, что 20 кг макулатуры спасают одно дерево. Школа за успешный сбор макулатуры получала от 2 до 20 копеек за один килограмм отходов.
Взрослое население власти тоже привлекли к сбору макулатуры. В этом случае поощрение должно было быть ощутимее благодарственного слова на профсобрании. Поэтому из-за жесткой нехватки товаров, власти решили награждать людей дефицитными вещами. Так за необходимые 20 кг бумажных отходов, можно было получить издание зарубежных авторов. В Союзе всегда была острая нехватка хорошей беллетристики, и заполучить в свою библиотеку Жюля Верна, Сименона или Фолкнера считалось большой удачей.
Охота за литературой длилась почти до самого падения Советского Союза. За время кампании по обмену макулатуры на книжные издания, государством было издано 117 наименований книг, тиражом более 130 млн копий. Изъято у населения в обмен на литературу 2,6 млн тонн отходов. Экономисты подсчитали, что за одну тонну бумажного утиля советскому человеку выплачивали 20 рублей и выдавали 50 экземпляров книг. Это было крайне выгодно для всех участников процесса. Одна тонна макулатуры позволяла выпустить тысячу книг.
Иногда в погоне за редким автором советские граждане шли на настоящее идеологическое преступление. Недостатка в пропагандистской литературе в СССР не было. Поэтому люди часто покупали собрание сочинений вождей и сдавали в утиль их. Подобные вольности не могли остаться незамеченными со стороны органов госбезопасности. Поэтому осторожные граждане отрывали корешки книг, заливали отдельные листы чернилами и делали нечитаемым текст. Если же литература не входила в перечень насущных товаров, тогда честно собранную макулатуру можно было обменять на другой редкий товар - туалетную бумагу. В ряде приемников за сданные отходы можно было приобрести другую продукцию с большой скидкой (мыло, порошок, консервы и пр.).
В результате экономический эффект от столь масштабных мероприятий по сбору отходов был достаточно ощутим. Так к концу 70-х годов порядка 20-22% от всей выпускаемой страной бумажной продукции возвращалось обратно государству через сборочные пункты. Это примерно 2,1 млн тонн в год. Почти 90% собранного вторсырья снова поступало потребителю уже в виде упаковочной и туалетной бумаги. А в Москве и Санкт-Петербурге появилась сеть пунктов приема вторсырья, которая не уступала аналогичным пунктам в крупных европейских городах. Собирали они 750 тыс. тонн макулатуры ежегодно.
Сбор вторсырья, если описать его поэтапно, был организован следующим образом: Как правило, при крупных магазинах в городах существовали пункты приема макулатуры, где она взвешивалась, и за нее можно было получить какой-либо товар на усмотрение сдавшего. Помимо магазинов существовали другие приемные пункты макулатуры, иногда они были объединены с приемом металлолома и располагались на окраине города, куда подъезжали целые грузовики, груженные бумажным мусором из учреждений. Дальше сырье отправлялось либо на металлургические заводы, либо на переработку на целлюлозно-бумажный комбинат.
Стеклотара и металлолом
Люди старшего поколения не без оснований предаются ностальгии, вспоминая, сколь чистыми были дворы во времена развитого социализма. В погоне за рекордами пионерия сметала не только бумажные отходы, но и весь металлолом.
В ход шли и старые батареи, и остовы детских колясок, и панцирные сетки от кроватей. В Советском Союзе металлолом собирали два предприятия - «Вторчермет» и «Вторцветмет». Такая ситуация продолжалось вплоть до конца 80-х годов.
Не дотянуть до выполнения плана по металлолому для школы или другой организации означало получить серьезные проблемы вплоть до лишений премий и выговоров. Поскольку металлургия была ведущей отраслью советской промышленности, к сбору металлолома относились очень серьезно.
Другой, любимой всеми советскими гражданами статьей домашней экономии, персональной наживы и примером рационального использования ресурсов, служила стеклянная тара. На сумму, вырученную от сдачи одной молочной бутылки, можно было купить булку хлеба, шоколадку или мороженное. Или, обменяв несколько пустых бутылок из-под газировки, получить одну полную.
Бутылка молока в то время стоила 28 копеек. Сдав ее, можно было выручить 15 копеек. Литровая тара стоила 20 копеек. Пивная бутылка могла обойтись в 37 копеек, если она была полная, и 12 копеек - если пустая. Чуть позже цена на пустую пивную тару поднялась до 20 копеек. Были еще банки из-под соков, фруктовых пюре, майонеза и сметаны, которые обычно не выкидывались, а бережно собирались для повторного похода в магазин (сметану раньше часто разливали прямо за прилавком из огромных бидонов) или для домашних заготовок.
Конечно, описываемые времена остались далеко в прошлом, но вопрос вторичных ресурсов сейчас в нашей стране даже более актуален в связи с совершенно другими вопросами. Здесь уже выходят на первый план и экология, и экономия природных ресурсов, и рациональное потребление. Мы черпаем опыт у других стран, перенимаем новые технологии по обращения с отходами. Но совершенно очевидно, что в нашей истории есть частичка такого опыта, связанного, в первую очередь, со сбором отходов, то есть извлечением сырья из жилого массива. И восстановление прежних масштабов кампании по поискам утиля, должно быть комплексным и задействовать все слои общества. В том числе, доступное и грамотное информирование будет способствовать формированию осознанного отношения населения к производству и переработке отходов в целом.