Элизабет Миллер (Ли Миллер) - американский модный фотограф, фотомодель с обложки «Vogue» , военный корреспондент, снимавший освобождение Дахау и Освенцима. В семь лет её изнасиловал друг семьи в Бостоне и заразил гонореей. В 19 лет она стала популярной фотомоделью, красовалась на обложке Vogue и позировала Эдварду Стейхену. С 1929 была ассистенткой, музой и моделью Мана Рэя в Париже. В 30 лет сблизилась с Пикассо, который написал её портрет. В 38 лет она позировала для знаменитой фотографии в ванной Гитлера.
За всю карьеру она сфотографировала бесчисленное множество женщин, сначала в качестве модного фотографа, а затем как фотожурналист во время Второй мировой войны. Она документировала социальные последствия боевых действий, в частности, влияние войны на женщин во всей Европе. Ли Миллер стала одним из наиболее значимых военных фотографов в 20-м веке.
Дочь инженера, изобретателя, фотографа-любителя. Отец сформировал интерес к фотографии в ранние годы. В 1920-х была модной моделью в Нью-Йорке. Её фотографировал Эдвард Стейхен, один из снимков был использован в рекламе женских тампонов Kotex, что вызвало скандал. В 1929 переехала в Париж, стала ассистенткой и моделью Мана Рэя (фотографии 1930-1931 «Шея», «Ли Миллер», «Электричество»). Начала фотографировать сама, некоторые фотографии Рэя этого периода на самом деле выполнены Ли Миллер. Вместе с Рэем применяла технику соляризации. Стала активной участницей сюрреалистского движения, сблизилась с Пикассо (он написал её портрет, 1937, см.: ), Элюаром, Кокто, снялась в виде статуи в фильме Кокто Кровь поэта (1930).
В 1932 вернулась в Нью-Йорк, продолжила занятия фотографией, открыла собственную студию. Среди её работ этого времени - портреты Джозефа Корнелла. В 1934 вышла замуж за египетского бизнесмена Азиз Бея, переехала в Египет. В 1937 бросила супруга и вернулась в Париж, где встретила своего будущего мужа, английского художника-сюрреалиста, куратора выставок новейшего искусства Роланда Пенроуза.
Во время Второй мировой войны была фотожурналистом, работала для журнала Vogue. Была аккредитована в качестве военного корреспондента, снимала высадку союзников, первое применение напалма при осаде Сен-Мало, освобождение Парижа, лагеря Бухенвальд и Дахау.После войны стала испытывать жестокие приступы посттравматического синдрома, начала пить. В 1947 рассталась с Азиз Беем, вышла замуж за Р.Пенроуза, родила сына Энтони. В 1949 супруги купили ферму в Сассексе, она стала Меккой для европейского авангарда, здесь гостили Пикассо, Ман Рэй, Генри Мур, Жан Дюбюффе, Доротея Таннинг, Макс Эрнст и др.
Звезда Ли взошла еще раз, когда она в терапевтических целях увлеклась кулинарией. Ли собрала несколько тысяч рецептов со всего мира, изобрела сотни собственных, прославилась пирами в своем доме за пределами Англии и выиграла несколько международных конкурсов по кулинарии. Но картины войны, о которых она почти никогда не говорила, не оставляли ее. Она умерла, будучи звездой кулинарии, от рака в возрасте 70 лет.
Фотонаследие Ли Миллер как крупного самостоятельного мастера в полной мере предстало публике лишь в 1980-е годы благодаря усилиям её сына, он же написал её подробную биографию (1985). Книга легла в основу мюзикла Шесть фото Ли Миллер британского композитора Джейсона Карра
Ли Миллер в ванной Гитлера, Мюнхен, Германия, 1945 год. Снимок сделал её друг Дэвид Шерман. Предметы тщательно расставлены, в том числе портрет Гитлера на краю ванной, статуя справа, ботинки на коврике рядом. В этой обуви Миллер в тот день ходила в концентрационный лагерь в Дахау.
ИсточникСм.также:
Мартин Мункачи (Martin Munkácsi) // Теория и практика фоторепортажа Фотограф Norman Parkinson, (146 фото) Мастерфото Анри Картье Брессон Мастер фотографии Alfred Eisenstaedt Фотографии Майкла Тайге ((Michael Tighe)